Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

Первый транспорт с апатитом. 1926 г. А. Е. Ферсман нервничал и «кипятился», когда отка­ зывали в кредитах, нарушали договорные условия, когда срывались научные планы. Он в настоящем смысле слова страдал, когда его пытались обвинить в преднамеренном «утаивании» апатитов (в прессе появлялись статьи с во ­ просами: почему апатит, открытый в 1921 г., так и не освоен промышленностью?). А в это время Институт по изучению Севера начал промышленную разработку Кукисвумчоррского апатито­ вого месторождения. В еловом лесу появился бревенча­ тый барак с плоской крышей, покрытой берестой, хвоей и сверху брезентом, с одним малюсеньким окном и низ­ кой дверью. Площадь его была приблизительно шесть метров на шесть, высота около двух метров (сруб в 10 бревен). Здесь, в этом первом хибинском «небоскре­ бе», разместились все рабочие. В 1928 г. в Хибинах находились две партии: одна — от Института удобрений (начальник М. П. Фивег), дру ­ гая — от Института по изучению Севера (начальник В. И. Влодавец). Поисковые и разведочные работы, тщ а ­ тельно и продуманно проведенные М. П. Фивегом и В. И. Влодавцом, еще раз подтвердили колоссальность запасов апатитов и богатство их фосфором. Успешно шли в Ленинграде и технологические испытания апатитовых руд. С помощью С. М. Кирова были получены средства (250 тыс. руб.), и в 1929 г. в Хибины направились 184

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz