Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

развивала промышленность в зоне, по которой она про­ ходила. Все доходы от разработок леса, строительных материалов, от рыбных промыслов шли на восстановле­ ние дороги. Это позволяло обходиться без государствен­ ной помощи. Больше того, на вырученные деньги строи­ лись предприятия, завозились переселенцы (их называли тогда колонистами). Переселенцам давали ссуду на стро­ ительство домов, приобретение скота. Им предоставля­ лась работа на железной дороге или на лесозаготовках. Таким образом, новый комбинат выполнял три главные задачи: во-первых, обеспечивал грузовые и пассажирские перевозки, содержал железную дорогу в исправном тех­ ническом состоянии; во-вторых, так как государство не могло сразу дать дороге большие суммы денег для восстановления, он дол ­ жен был изыскивать их на месте, развивая вдоль дороги промышленность, эксплуатируя природные богатства; в-третьих, осуществлял переселение населения из центральной России, оживляя и осваивая Карело-Мур­ манский край. Поэтому железная дорога и стала называться — «Промышленно-транспортный и колонизационный ком­ бинат». Он перевозил людей и грузы, строил лесозаводы (в Кандалакше, например), кирпичные заводы (в Шон- гуе), ловил рыбу (у комбината было два траулера), устраивал переселенцев и делал еще десятки и сотни других дел. С помощью комбината проводилось лесоуст­ ройство, построен консервный завод в Кандалакше, орга­ низовывались новые фактории на побережье океана. А разве можно не упомянуть о вкладе Мурманской ж е ­ лезной дороги в освоение Хибин? В первые годы Советской власти железнодорожники были самым организованным отрядом пролетариата Мурманской губернии. 23 июня 1923 г. Всероссийский Центральный Испол нительный Комитет за героизм при восстановлении ж е ­ лезнодорожных мостов наградил третий район Мурман ­ ской железной дороги (ныне Мурманское отделение Ок ­ тябрьской дороги) орденом Трудового Красного Зн ам е ­ ни. В постановлении было сказано: «В ознаменование самоотверженного, упорного труда, широкого и смелого почина, мощного организованного размаха, неусыпного 162

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz