Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

обновления и реорганизации экономики стали осущест­ вляться и на Кольском полуострове. На первый вопрос: «С чего начать?» — коммунисты ответили: «С научного изучения народнохозяйственных проблем отдельных районов страны и всего государства в целом». Так же как врачу для лечения больного необ­ ходимо поставить диагноз, так и для подъема экономики Мурмана нужно было мнение специалистов — геологов, экономистов, топографов, ботаников, географов, плано­ виков, гидрологов, статистиков, ихтиологов. И хотя стр а ­ на была страшно бедна и гражданская война еще полы­ хала на окраинах, на Мурман двинулись первые экспе­ диции, поисковые отряды, небольшие группы во главе с учеными-энтузиастами. 4 марта 1920 г. при личном участии В. И. Ленина бы­ ла создана Северная научно-промысловая экспедиция. Центром экспедиции, ее базой стал Петроград. Районом исследований — территория от Печоры и Ухты до Мур­ мана и Печенги. И не только суша, но и море, и полярные острова. Решили не мешкать — начать поиски полезных иско­ паемых в недрах земли и изучение природных богатств прилегающих морей. Первые отряды ученых Северной научно-промысловой экспедиции появились на Кольском полуострове летом двадцатого года. Одной из первых задач ученых был во­ прос о будущем Мурманской железной дороги. Желе зна я дорога имела для Кольского полуострова решающее зн а ­ чение. Она связывала окраину с центром, обеспечивала продовольствием и всем необходимым. Кое-кто из специ­ алистов ратовал за консервацию Мурманской железной дороги. Их доводы были просты: дорога разрушена, средств на ее восстановление нет — значит, ее нужно временно закрыть. Но по-другому понимали вопрос трудящиеся Кольско­ го полуострова и большинство ученых. Вот их официаль­ ное решение: «Имея в виду экономические возможности Северного края, в пределах которого пролегает дорога, и учитывая ее государственное, а также и стратегическое значение...», признать существование Мурманской желе з­ ной дороги безусловно необходимым 1 А. Е. Ферсман. История одной тропы. М., 1959, сгр. 61. 142

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz