Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

новое дело и тогда рассчитаться полностью. Так оно и получилось с теми, кто остался на оккупированной врагом территории. В первых числах августа по настоянию рабочих ко ­ миссар Н. Д. Курасов выехал из Кандалакши , перебрал ­ ся через фронт и продолжал трудиться в Петрозавод ­ ске. В эту пору он докладывал, что в партийной организации Петрозаводского железнодорожного узла 360 коммунистов, что «организация входит как район в состав городской организации Петрозаводска, прини­ мает активное участие в пропаганде идей партии среди рабочих и служащих Мурманской железной дороги по всей линии», что «под ее руководством возникли кол ­ лективы почти на всех станциях Мурманской железной дороги»1. 26 октября 1918 г. из Петрозаводска полетела в Мо ­ скву В. И. Ленину, а т акж е по всем пунктам железной дороги телеграмма: «Открывая сегодня первую дорож ­ ную конференцию коммунистов-большевиков Мурман­ ской железной дороги, шлем свой коммунистический привет нашему дорогому великому вождю Владимиру Ильичу Ленину, первому поднявшему знамя социалисти­ ческой революции. Приветствуем Ваше выздоровление, желаем бодрости, новых сил в работе социалистического творчества и строительства, знаем... — никакая сила не приостановит начатые Вами работы: человечество осво­ бодится от угнетения, наступят равенство, братство, сво­ бода, водрузится над землей знамя социализма. Пр е д ­ седатель конференции Курасов»2. Верный ленинец и старый большевик, Николай Кур а ­ сов до конца дней своих сохранил революционную энер­ гию, боевой дух и непоколебимую верность марксизму- ленинизму. В годы гражданской войны и борьбы с интер­ вентами он руководил политотделом Мурманской же ле з ­ ной дороги, был особоуполномоченным Совета Труда и Обороны и Главтопа, затем членом правления Мур ­ манского промышленно-транспортного и колонизацион­ ного комбината и руководителем управления «Желры- ба». В 1929 г. закончил заочно Московский институт инженеров транспорта. В последующие годы, вплоть 1 ЦПА НМЛ , ф. 67, on. 1, д. 3, лл. 8, 9. 2 ЦГАОР СССР, ф. 130, оп. 2, д. 759, л. 93. 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz