Киселев, А. А. Родное Заполярье : очерки истории Мурманской области (1917-1972 гг.) / А. А. Киселев ; под ред. Ю. Н. Климова. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1974. - 511 с. : ил.

по поводу деятельности советских органов власти на Мурмане. В числе других <к ответственности привлекался и С. И. Архангельский. Ему предъявили ряд обвинений, причем дело Мурманского совдепа, которым долгое вре­ мя руководил С. И. Архангельский, было главным. Утверждение Советской (власти, разгон Кольской город­ ской управы, учреждение революционного суда, создание Красной гвардии, реквизиции и конфискации у местной б уржуа зии ■— вот что ставилось в вину С. И. Архангель­ скому. З а это и хотели новоявленные хозяева расправить­ с я с первым председателем Мурманского Совета. Славный путь борьбы прошел и ру- Николай Курасов — ководитель кандалакшских комму- большевик нистов Н. Д. Курасов. Уроженец из андалакши Орла, он вступил в ряды большеви­ ков накануне революции 1905 г. Еще будучи студентом Тульского технического училища, познал радости побед и горечь поражения, сидел в иркутской тюрьме, пресле­ довался охранкой, участвовал в забастовках и демон­ страциях, пропагандировал статьи и работы В. И. Л е ­ нина, скрывался от полиции в дни реакции. Н. Д. Кур а ­ сов работал на строительстве Забайкальской , Амурской и Китайско-Восточной железных дорог, был техником, десятником, прорабом, начальником дистанции. Когда началось строительство железной дороги на Мурман, он приехал на Север. Вместе со слесарем из Мытищ В. Лебедевым и рабочим Сорокского лесозавода Ф. Пасторовым Н. Д. Курасов создал Кандалакшский подпольный комитет РСДРП . Они организовали з а б а ­ стовку строителей железной дороги, и несколько сот человек не вышло на работы, требуя улучшения условий труда, выполнения договорных статей, повышения з а р ­ платы. О силе забастовки и резонансе, вызванном ею, говорит тот факт, что из Архангельска прибыл губерна­ тор, а из Петрограда — руководство стройки. Н. Д. Курасов работал в глубоком подполье, особен­ но после того как н а Мурманской железной дороге ввели военное положение. Трудно было в тех условиях связать ­ ся с другими организациями партии, но и это дело было сделано. И. К. Поспелов в Княжой Губе, М. А. Парахин в Энгозере, И. М. Фомин в Сороке, И. М. Пахоменко в Мурманске — вот звенья той цепи, которая создалась 102

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz