Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.
1989 г., на Кольском Севере их было 11,5 тыс., из них около 5 тыс. - в Мурманске. Татары составляли около 1% населения области (аборигены края - саами, к примеру, лишь 0,2%) и по численности этнической общины занимали на Кольском полуострове четвертое место после русских (84%), украинцев (8,3%) и белорусов (3,5%). Прежде, в доперестроечную пору татары ничем особым не выделя лись. С начала девяностых положение стало резко меняться. Мурманские татары как бы проснулись, и разбудили их силы как внутренние, так и внешние. Внешние - это движение за суверенитет в Татарстане. К внут ренним я отношу рост национального самосознания, пробуждение интере са к национальной культуре и исламу, которое также тесно связано с собы тиями в Казани. Укрепились связи с республикой. В конце декабря 1992 г. в областном центре повсеместно были рас клеены такие объявления: «Дорогие мурманчане и гости города! Пригла шаем вас на встречу с замечательным искусством татарского народа, его самобытными исполнителями, которые впервые приезжают в наш город... Будем благодарны спонсорам за поддержку национальной культуры Та тарстана... Только благодаря их помощи мы в состоянии организовать и провести этот праздник, встретить в Мурманске гостей из Татарстана». Вместе с артистами приезжал главный мухтасиб Татарстана Хазрат Габ- дулхак Саматов, который встречался с верующими. Была организована торговля религиозной литературой. Событие это не прошло бесследно. Весной 1993 г. газета «Полярная правда» сообщила: «Начало нынешнего Рамазана мусульманская община Мурманской области отметила сбором денег на строительство мечети. Уже определено место под религиозный комплекс, куда, кроме мечети, войдет и медресе, рассчитанное на четыре класса. Строительство обойдется в 50 миллионов рублей. Стоимость материалов профинансирует Всемирная мусульманская лига, а вот работу строителей придется оплачивать му сульманской общине области». 1994 г. ознаменовался еще несколькими событиями. Прошли концер ты, организованные Татарским общественным центром, праздники по слу чаю религиозных дат. В Мурманске открылась воскресная татарская шко ла, появилось отделение Исламского культурного центра России. И, нако нец, был решен вопрос о выделении земельного участка под мусульман ское кладбище. Все это, очевидно, заслуживает одобрения. Но есть, однако, и неко торые сомнения. Они касаются прежде всего «внемурманской» ориентации руководства национальных групп: с некоторых пор саами устремляют свои взоры на запад (на финскую Лапландию и норвежских сородичей), коми и ненцы —на восток (на Сыктывкар и Нарьян-Мар), татары - на юг, в сторо ну Татарстана и даже дальше. Немалые опасения вызывают и нередкие 95
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz