Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.

Татары на Севере Начало Первые большие группы татар на Кольском полуострове появились в XX в. Это были завербованные на строительство Мурманской железной дороги крестьяне Казанской губернии, сплошь мужчины зрелого возраста. Ехали они двумя путями: одни через Петроград, Финляндию, Швецию и Норвегию; другие через Ярославль, Вологду, Архангельск. И в обоих слу­ чаях последний этап пути шел морем. Вот где натерпелись страху татар­ ские артели, никогда не видевшие океана. В 1915 г. татары уже трудились на Мурманской дороге: делали железнодорожную насыпь, рыли отводные канавы, строили казармы. Первая зима была самой тяжелой: непривычно капризная (то мороз, то оттепель, то снег, то дождь) погода; плохое питание (без картошки и капус­ ты, без учета религиозных и национальных традиций); холод в неухоженных казармах; болезни - малярия, испанка, дизентерия, а к весне у половины при­ бывших-цинга. Надежды на высокие заработки не оправдались. Держались татары кучно и дружно, работали старательно и тщательно. Руководство стройки бросало их на самые трудные участки: Лопарская - Шонгуй, Оле­ нья-Тайбола. В 1916 г. часть татар послали на погрузочные работы в Мур­ манский порт: от союзников шли большие партии оружия и боеприпасов. В 1917 г., когда Мурманская железная дорога в основном была гото­ ва и велись лишь достроечные работы, татары еще оставались на Кольском полуострове. Среди инженеров той поры известно имя В.Д. Селим-Гирея. Этот потомок грозной некогда династии крымских ханов Гиреев в чине полковника инженерных войск был начальником военно-строительного отряда, штаб которого стоял на Имандре. Князь Селим-Гирей учился в Англии, в том же колледже, где получил образование Уинстон Черчилль, затем объехал весь свет, строил Панамский канал, железную дорогу в Япо­ нии. В Первую мировую войну служил в Могилеве, в Ставке. После отре­ чения царя его отчислили и послали на Север. Так в семнадцатом потомок крымских ханов встретил на Мурмане своих единоверцев. Когда «Мурманка» вступила в строй, строители, в т.ч. и татары, стали разъезжаться кто куда. Селим-Гирей был отозван в Петроград, многие та­ тары вернулись в родные деревни Поволжья, но часть осталась на Севере. По-разному сложились их судьбы: одни ушли через фронты Граж­ данской войны в Центральную Россию, другие вступили в отряды Красной Армии и партизан, часть попала к белогвардейцам, в концлагеря и тюрь­ мы. Немало татар было среди погибших политкаторжан Иокангской тюрь­ мы, в их числе возчик Файзуллин и Ваккас Габбасов - лидер и общий лю­ бимец мусульманской части заключенных. 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz