Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.

Раньше кольские коми имели льготы, как и все другие малочислен­ ные этнические группы. Но в 1980 г. в очередном постановлении Совета Министров СССР их то ли проигнорировали, то ли попросту забыли. И льгот не стало. Коми лишили лекарств по 50-процентной цене, права на бесплатную охоту и рыбную ловлю. Другие проблемы По переписи 1979 г., в Мурманской области проживало 2 007 коми. Это на 28% больше, чем аборигенов края - саамов. В 1989 г. число коми выросло до 2 167 человек. 40% из них считали коми язык родным, а 38% свободно владели русским языком. Коми были на девятом месте сре­ ди наций и народностей, населявших Кольское Заполярье. Кроме коми- ижемцев по переписям населения учтена и небольшая группа коми- пермяков: в 1979 г. на Кольском полуострове их было 116 человек, а в 1989 г. - 197 человек. Основная масса кольских коми проживала в сель­ ской местности. По некоторым данным, в 1993 г. коми составляли всего лишь 0,07% населения г. Мурманска. Главные проблемы сегодняшних коми Мурманской области можно разделить на четыре группы: экономические, политические, культурологи­ ческие и экологические. Среди экономических проблем надо выделить оленеводческие (вели­ чина оленьих стад, наличие пастбищ-ягельников, условия выпаса оленей и работа пастухов, методы и результаты забоев) и рыболовецкие (сохранение рыбопромыслового значения рек и озер, распределение рыбных угодий). Особо стоят вопросы оплаты труда оленеводов, передачи оленей в частную собственность, арендных форм организации оленеводства. И коми тут весьма заинтересованы, ведь /3 часть мурманских пастухов из их племени (в начале 1992 г. из 108 пастухов совхоза, ныне акционерного общества «Тундра», 32 были коми). Все вышеперечисленные проблемы имеют общие корни, тесно свя­ заны между собой и с той политикой (а может быть, отсутствием сколько- нибудь научно обоснованной политики), которая проводилась в отноше­ нии малочисленных групп населения Севера в XX в. Мурманские коми продолжают жить в своеобразных условиях, вдали от основной массы своего народа, вместе с оленеводами других нацио­ нальностей (саамами, ненцами, русскими и др.). Если саамы в последние годы организовали свою ассоциацию, вступили в Международный союз саамов, то коми пока еще только думают о созыве учредительной конфе­ ренции по созданию общества «Коми-ижемцы». Активизация политической жизни коми должна помочь решению Двух задач: обеспечить представительство коми общины в местных орга­ 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz