Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.
Раньше кольские коми имели льготы, как и все другие малочислен ные этнические группы. Но в 1980 г. в очередном постановлении Совета Министров СССР их то ли проигнорировали, то ли попросту забыли. И льгот не стало. Коми лишили лекарств по 50-процентной цене, права на бесплатную охоту и рыбную ловлю. Другие проблемы По переписи 1979 г., в Мурманской области проживало 2 007 коми. Это на 28% больше, чем аборигенов края - саамов. В 1989 г. число коми выросло до 2 167 человек. 40% из них считали коми язык родным, а 38% свободно владели русским языком. Коми были на девятом месте сре ди наций и народностей, населявших Кольское Заполярье. Кроме коми- ижемцев по переписям населения учтена и небольшая группа коми- пермяков: в 1979 г. на Кольском полуострове их было 116 человек, а в 1989 г. - 197 человек. Основная масса кольских коми проживала в сель ской местности. По некоторым данным, в 1993 г. коми составляли всего лишь 0,07% населения г. Мурманска. Главные проблемы сегодняшних коми Мурманской области можно разделить на четыре группы: экономические, политические, культурологи ческие и экологические. Среди экономических проблем надо выделить оленеводческие (вели чина оленьих стад, наличие пастбищ-ягельников, условия выпаса оленей и работа пастухов, методы и результаты забоев) и рыболовецкие (сохранение рыбопромыслового значения рек и озер, распределение рыбных угодий). Особо стоят вопросы оплаты труда оленеводов, передачи оленей в частную собственность, арендных форм организации оленеводства. И коми тут весьма заинтересованы, ведь /3 часть мурманских пастухов из их племени (в начале 1992 г. из 108 пастухов совхоза, ныне акционерного общества «Тундра», 32 были коми). Все вышеперечисленные проблемы имеют общие корни, тесно свя заны между собой и с той политикой (а может быть, отсутствием сколько- нибудь научно обоснованной политики), которая проводилась в отноше нии малочисленных групп населения Севера в XX в. Мурманские коми продолжают жить в своеобразных условиях, вдали от основной массы своего народа, вместе с оленеводами других нацио нальностей (саамами, ненцами, русскими и др.). Если саамы в последние годы организовали свою ассоциацию, вступили в Международный союз саамов, то коми пока еще только думают о созыве учредительной конфе ренции по созданию общества «Коми-ижемцы». Активизация политической жизни коми должна помочь решению Двух задач: обеспечить представительство коми общины в местных орга 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz