Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.

Но жизнь продолжалась, и кольские коми сразу после окончания войны взялись за привычные дела: пасти оленей, ремонтировать осевшие за войну дома, восстанавливать порушенное или покосившееся хозяйство. В начале 1954 г. в колхозе «Тундра» работали 58 коми, в артели «Краснощелье» - 25, в «Красной тундре» - 17. В Саамском районе тогда насчитывалось 11 колхозников из коми. О результатах процесса консолидации кольских коми в последую­ щие годы говорят два факта 1967 г. В тот год в оленеводческих колхозах Мурманской области было 140 коми хозяйств, что составляло 22% всех оленеводческих хозяйств Кольского полуострова. На 1 января 1967 г. в колхозе «Тундра» трудились 72 коми семьи (а всего было 244 двора). В послевоенные годы коми жили и трудились в многонациональной среде, вместе с русскими, украинцами, саамами, белорусами, ненцами и т.д. И вполне естественно, в тундровых селениях шел процесс ассимиля­ ции. О его величине можно судить хотя бы по одному году - 1973 г. В тот год в Ловозере было зарегистрировано 10 коми-саамских и 9 саамско-коми браков. Нередки были браки коми и с представителями других национально­ стей. Так, одна из старейших представительниц коми народа Мария Ефи­ мовна Зотова, отметившая в 1980 г. свое столетие, в свое время была за­ мужем за ненцем. Другая представительница коми народа - А.А. Мардухович - вышла замуж за белоруса, что не помешало ей воспитывать детей в глубоком уважении к коми языку и культуре. Однако внутри коми общины Мурманской области шли сложные и противоречивые процессы. Как выявили ученые Коми научного центра Уральского отделения АН РАН во время экспедиционного обследования кольских коми в 1982 и 1985 гг., «интерес кольских коми к национальной культуре весьма высок, поэтому в Ловозере и Краснощелье есть люди, ко­ торые весьма неплохо представляют себе коми обряды, песни, причитания и т.д.». Среди интересующихся народной культурой заметным информа­ ционным авторитетом пользовались Терентьевы, А.А. Чупрова (знающая плачи, причитания, искусная рукодельница) из села Краснощелье, А.А. Мардухович, В.И. Артиева, знающие частушки, песни, былины, эле­ менты семейных обрядов, и некоторые другие в селе Ловозере. И в то же время выборочный опрос кольских коми показал, что хоте­ ли бы полностью одеваться, как коми, только 5%, а большинство не возра­ жали бы носить только малицы, пыжиковые шапки и пимы или бурки из оленьего меха. Знают и любят коми песни немногие ловозерцы: только ка­ ждый восьмой, а танцы - каждый пятнадцатый. Все коми-жители Ловозер­ ского района практически не знали свою родную национальную литературу. Помимо культурно-этнических проблем, были налицо и другие сложности. Вот одна из них. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz