Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.
Но жизнь продолжалась, и кольские коми сразу после окончания войны взялись за привычные дела: пасти оленей, ремонтировать осевшие за войну дома, восстанавливать порушенное или покосившееся хозяйство. В начале 1954 г. в колхозе «Тундра» работали 58 коми, в артели «Краснощелье» - 25, в «Красной тундре» - 17. В Саамском районе тогда насчитывалось 11 колхозников из коми. О результатах процесса консолидации кольских коми в последую щие годы говорят два факта 1967 г. В тот год в оленеводческих колхозах Мурманской области было 140 коми хозяйств, что составляло 22% всех оленеводческих хозяйств Кольского полуострова. На 1 января 1967 г. в колхозе «Тундра» трудились 72 коми семьи (а всего было 244 двора). В послевоенные годы коми жили и трудились в многонациональной среде, вместе с русскими, украинцами, саамами, белорусами, ненцами и т.д. И вполне естественно, в тундровых селениях шел процесс ассимиля ции. О его величине можно судить хотя бы по одному году - 1973 г. В тот год в Ловозере было зарегистрировано 10 коми-саамских и 9 саамско-коми браков. Нередки были браки коми и с представителями других национально стей. Так, одна из старейших представительниц коми народа Мария Ефи мовна Зотова, отметившая в 1980 г. свое столетие, в свое время была за мужем за ненцем. Другая представительница коми народа - А.А. Мардухович - вышла замуж за белоруса, что не помешало ей воспитывать детей в глубоком уважении к коми языку и культуре. Однако внутри коми общины Мурманской области шли сложные и противоречивые процессы. Как выявили ученые Коми научного центра Уральского отделения АН РАН во время экспедиционного обследования кольских коми в 1982 и 1985 гг., «интерес кольских коми к национальной культуре весьма высок, поэтому в Ловозере и Краснощелье есть люди, ко торые весьма неплохо представляют себе коми обряды, песни, причитания и т.д.». Среди интересующихся народной культурой заметным информа ционным авторитетом пользовались Терентьевы, А.А. Чупрова (знающая плачи, причитания, искусная рукодельница) из села Краснощелье, А.А. Мардухович, В.И. Артиева, знающие частушки, песни, былины, эле менты семейных обрядов, и некоторые другие в селе Ловозере. И в то же время выборочный опрос кольских коми показал, что хоте ли бы полностью одеваться, как коми, только 5%, а большинство не возра жали бы носить только малицы, пыжиковые шапки и пимы или бурки из оленьего меха. Знают и любят коми песни немногие ловозерцы: только ка ждый восьмой, а танцы - каждый пятнадцатый. Все коми-жители Ловозер ского района практически не знали свою родную национальную литературу. Помимо культурно-этнических проблем, были налицо и другие сложности. Вот одна из них. 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz