Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.
«Великое переселение» продолжалось много месяцев. Вслед за пер вой группой семей отправилась вторая. Немало оленей погибло по пути, много денег ушло на текущие расходы. Надо было улаживать дела с цар скими чиновниками и местными властями. Ни мезеньские, ни Кандалакш ские, ни терские поморы не пожелали принять «непрошеных гостей» в свои общества. Оставалось надеяться только на ловозерских оленеводов. Все дело заключалось в том, что у коми не было документов для поселения в Кольском уезде, и потому они стали подкупать местное начальство и «угощать» саамов - членов сельских сходов. Коми не скупились на обеща ния: обеспечить мукой и охотничьими припасами, заплатить задолжен ность по налогам, дать деньги на церковь. В общем, так или иначе, но в 1887 г. четыре семьи обосновались на землях Ловозерского погоста, а еще две (Мартына Семеновича Терентьева и его брата Ивана) осели на территории Воронинского погоста. В книге «Кольская земля» И.Ф. Ушаков писал о тех первых коми- переселенцах: «Это были энергичные и предприимчивые люди. Покинуть Болынеземельскую тундру их заставили трудности в прокормлении скота - многие пастбища были заражены возбудителями копытки и других болез ней, от которых страдали и гибли олени... В Ловозерской тундре для разведения оленей имелись несравненно лучшие условия, и коми ревностно принялись за дело. Они вели хозяйство коммерчески и на более высоком, чем саамы, культурном уровне: приме няли круглогодовой выпас животных под присмотром специалистов- пастухов, производили отбор и правильный забой скота, выделывали из шкур замшу, изготавливали различные предметы одежды и обуви для про дажи, сбывали продукты оленеводства непосредственно на главные рус ские и иностранные рынки (в Петербург, Москву, Улеаборг, в Норвегию)». Но уже в первый год прихода коми на Кольский полуостров саамы стали жаловаться, что «стада ижемцев выбивают ягель и что ижемцы уби вают лопарских оленей или уводят их в свои стада». Кольский уездный исправник решил вмешаться и выселить коми- ижемцев с полуострова. Но это оказалось делом сложным и длинным. С одной стороны, коми жаловались губернатору в Архангельск и правитель ству в Петербург, а с другой - «уламывали» саамскую верхушку. Как сообщалось в одном документе конца 1889 г., было тогда в об щине коми «до 76 человек, четыре чума находятся в 30 верстах к юго- западу от Ловозерского погоста и чум Мартына Терентьева - в 25 верстах к югу от Воронинского погоста». Впоследствии на Кольский полуостров прибывали коми и из других мест Ижемского края: по подсчетам этнолога О.В. Котова, таких сел и де ревень было около 20. Это переселение ярче высветило такие черты на ционального характера ижемцев, как энергичность, предприимчивость, стремление к новому, коллективизм и умение обходить препятствия. В 28
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz