Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.

...В 1998 г. саамы все-таки начали борьбу за оленьи пастбища с меж­ дународной фирмой «Воронья-минералс», в 2000 г. состоялась конферен­ ция по проблемам развития саамского языка, в 2001 г. были подведены итоги российско-канадского проекта, вышла в свет книга «Саамская кар­ тошка, или жизнь среди оленей во время перестройки» с картами важней­ ших территорий природопользования саамов. В июне 2001 г. Ловозерский районный совет принял решение об ос­ воении территории традиционного природопользования коренного мало­ численного народа саами «Сейдъявр». Борьба за существование, за место под солнцем продолжается. И трудностей у саамов и оленеводов не становится меньше, как об этом сви­ детельствуют забойные кампании последних лет. И все же самые последние сообщения о жизни саамской диаспоры Мурмана вроде обнадеживающие. В 2007 г. создана Национальная куль­ турная автономия (НКА), объединившая две региональные организации: Ассоциацию кольских саамов и Объединение саамов Мурманской области. Как заявил один из организаторов автономии А.В. Белозеров (а его предки были из саамского рода Бархатовых), «мы объединились, чтобы сохранить язык, ремесла, помочь саамам, и в первую очередь молодежи, быстрее адаптироваться к нынешней жизни. Перед всеми народами России (нацио­ нальность значения не имеет) сейчас стоят одни и те же задачи: образова­ ние, работа, доступное жилье». В Мончегорске в бывшем музее цветного камня расположился не­ большой музей саамского быта: стоят кувакса, нарты, висят карты рассе­ ления саамов по Кольскому полуострову; за стеклянными витринами - вышитые национальные одежды и головные уборы. Часть экспонатов по­ дарили мончегорцы, другую - организаторы привезли из Ловозера. Здесь же и компьютерный класс, где с января дважды в неделю проходят занятия бесплатного народного университета для детей и взрослых. Журналистка Людмила Карху писала: «Саамы Мончегорска, объеди­ нившись, делают большие дела, способствуя толерантности многонацио­ нального муниципального образования». А бывшие жители деревень Варзино и Дроздовка стали каждое лето выезжать в родные места. Татьяна Абрамова 9 августа 2008 г. рассказыва­ ла: «“Нам каждую ночь снится наша деревня. Земля тянет. Мы вросли в нее пуповиной!” - говорили мне участники недавней экспедиции в бывшие становища Варзино и Дроздовка. Для саами это не простые слова. В них глубокий и даже сакральный мысл. После появления на свет ребенка жен­ щины саами зарывали у внешнего угла дома пуповину и послед. Этим ри­ туалом они связывали новорожденного с его землей. Вот и тянет бывших варзинцев в деревню. И хоть нет сейчас этого поселения, но почти каждый год сюда приезжают саами, чтобы посетить исконные места». 25

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz