Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.
шведско-финским издательством) и буклета Е. Яковлевой «Кольские саа мы». И хотя в опусе Елены Яковлевой много разночтений, начиная от чис ленности саамов и заканчивая их диалектами, сам факт обращения саам ской женщины к вопросам родовой истории надо всячески приветствовать. Все же всего этого для духовного возрождения саамского народа и родного языка мало. По утверждению директора Национального культурного центра в Ловозере Ларисы Авдеевой, дочери известного в нашей области борца за сохранность саамской кулыуры, школьного учителя Павла Юрьева, «в на стоящее время на саамском языке говорят все люди старшего поколения, примерно половина среднего поколения и совсем не говорит молодежь. Но, как и в былые времена, хранителями языка являются оленеводы, и родной язык сохраняется в тундре». Можно говорить о возрождении культуры прикладного искусства, о традиционных ремеслах - плетение из корней деревьев, резьба по кости и рогу, шитье национальной одежды и обуви; о сохранении и развитии му зыкального творчества саамов (театр танца «Танцующие саамы» под руко водством Галины Яковлевой, Эльвиры Галкиной и Якова Яковлева). И все же экономические и социальные проблемы саамской диаспоры не исчезли. Вот как говорится в сборнике докладов третьей международ ной научно-практической конференции о судьбе коренных народов: «Со гласно статистическим данным, численность населения саамов за послед ние десятилетия остается примерно на одном и том же уровне. Коренное население не имеет на территории области государствен ных или других национально-территориальных образований. Основная часть саамов проживает в Ловозерском районе, главным образом в селах Ловозеро и Краснощелье. Небольшие группы саамов живут в других по селках и городах Мурманской области: в Мурманске, Апатитах, Ене, Гре- михе, Лопарской, Пушном, Никеле, Пулозере, Каневке, Сосновке. Из 1 615 саамов, живущих в настоящее время в пределах Кольского полуострова, 1 100 составляют сельское население, 13% которого работают в традиционной для саамов отрасли - оленеводстве. Остальные заняты в молочном животноводстве, полеводстве, строительстве, в сферах обслу живания, культуры». Не исчезли и такие проблемы, как безработица, пьянство, низкие до ходы, бедность. И это заметно не только в Ловозере, где проживает поло вина всех саамов Кольского полуострова, но и в других местах. Вот что писал о другом пункте расселения саамов директор Ревдин- ского музея Иван Вдовин: «...Село Краснощелье сильно изменилось. Сей час вы не увидите домашней, почти стерильной чистоты во дворах и на улицах. В оленеводческом совхозе “Память Ильича” дела идут, очевидно, кое-как. Товарищи из товарищества шутят: “Видно, плохая была память у Ильича”: зарплаты люди не видели с сентября 1995 года». 23
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz