Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.
Есть еще один фактор отрицательного свойства. В пору борьбы с «религиозным дурманом» (в30-50-егг.ХХв.) коммунистическая идеология нанесла удар не по церквям и часовням, не по попам и христианской рели гии, а по психологии и верованиям саамов. Хотя лопарей и считали всегда православными христианами, но в душе они оставались язычниками. Они верили в сейдов и другие свои божества, знали колдунов - нойд и шама нов. И когда начали уничтожаться их идолы, они в душе возмущались дея тельностью безбожников и атеистов и не одобряли действия властей. Что принес кольским саамам конец XX в.? Прежде всего, надо гово рить не о материальной стороне бытия, которая почти не изменилась и иногда даже ухудшилась, а о духовно-общественном развитии саамов. Не оспорим тот факт, что выросло самосознание саамской диаспоры. Многие оленеводы стали понимать (может быть, интуитивно) свое предназначение, свое место в обществе, стали больше гордиться своей историей, предками, умением понимать тундру. Дети меньше стали стесняться своего происхо ждения, охотнее стали изучать родной язык, молодежь все чаще появляет ся на праздниках в национальной одежде. Все громче стали раздаваться голоса о представительстве в органах власти, о необходимости решения проблемы природопользования на Кольском полуострове, о доверии тем или иным общественным организациям. Директор ловозерского музея Галина Кулиниченко, выступая в 2002 г. на научно-практической конференции, говорила: «Рост обществен ной активности способствовал объединению саамов. В 1989 году была соз дана Ассоциация кольских саамов с несколькими региональными отделе ниями в городах и поселках Мурманской области, а в 1992 году они вошли в Союз саамов, неправительственную организацию, объединяющую саам ские общественные организации Финляндии, Швеции, Норвегии, России (создан в 1956 году). Таким образом, представители кольских саамов по лучили возможность участвовать в деятельности различных организаций скандинавских саамов —в съездах, конференциях, форумах. В 1998 году была создана общественная организация саамов Мурманской области. С 2000 года она также входит в Союз саамов». Этот фактор, установление и укрепление прочных связей кольских саамов со своими зарубежными сородичами является важным элементом истории Кольского Заполярья конца XX в. Вот только несколько фактов. С 1990 г. ловозерское профессионально-техническое училище со трудничает с Саамским профессиональным центром обучения в Инари и Ивало (Финляндия). В 1991 г. были установлены побратимские связи меж ду коммуной Карашйок (Норвегия) и селом Ловозеро. С этого времени вы пускники ловозерских школ и учащиеся ПТУ учились в народной школе и гимназии Карашйока. Многие ловозерцы окончили курсы по изучению северо-саамского языка, которые проводили преподаватели Карашйока в Ловозере. В рамках 21
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz