Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.
визация и политические репрессии 30-х гг., ущерб от войны и последую щие неудачные попытки реформ сверху, а скажем о том, что объективно мешало кольским саамам сделать свою жизнь благополучнее и богаче. Во-первых, тотальное обобществление оленеводческих хозяйств, бездумное, а порой безжалостное отношение к зажиточным оленеводам. Разжигание вражды между бедными и богатыми, пастухами и хозяевами, между лопарями и коми-ижемцами ничего хорошего Кольской тундре не дали. Так называемая классовая борьба в погостах привела к сокращению оленьего поголовья, уходу части населения в города. Колхозы как органи зационная форма оленеводства себя плохо оправдали. Именно поэтому в 60-е гг. они были преобразованы в совхозы. Во-вторых, кольские саамы и в XX в. продолжали оставаться самой пассивной частью населения тундры. Их доброта и терпимость использо вались властями как молчаливое согласие. На агрессивную политику цен тра, Мурманска и Ловозерского райкома ВКП(б) они никак не реагировали и замыкались в себе, чаще всего уходили в тундру, к оленям, или на рыбо ловные тони. В-третьих, среди саамов с каждым десятилетием возрастало число людей, злоупотреблявших алкоголем. Пьянство становилось социальным бедствием; в советскую эпоху среди саамов появились пьющие женщины и даже дети. Доступность и относительная дешевизна водки и других «горя чительных» напитков, привившаяся традиция отмечать любые значитель ные события со стаканом водки в руке вели к деградации коренного насе ления. Возросло число суицидов и преступлений, совершенных в пьяном состоянии. Из десятилетия в десятилетие сокращалась продолжительность жизни (особенно мужчин). А вот как выглядели рождаемость и смертность саамов Ловозерского района в конце XX в.: в 1990 г. родились 27 человек, умерли - 15; в 1995 г. появилось на свет 20 детей, а умер за год 21 человек. Как видим, негатив налицо. В-четвертых, усиливались ассимиляционные процессы в тундровых селениях. С одной стороны, часть саамов уходила в близлежащие про мышленные центры (Ревда, Оленегорск, Мончегорск, Кировск, Мурманск), с другой - саамские девушки и женщины выходили замуж за представите лей других народов: за русских, украинцев, белорусов. Согласно статисти ческим данным, в Ловозерском районе за последние 18 лет XX в. саамы оформили в загсе 243 брака, из них 209 - смешанных. И теперь уже по фа милии трудно определить, кто саам, а кто коми. В начале века у саамов было всего около 50 родовых имен, а ныне все перемешалось. И дело даже не в этих, во многом естественных процес сах. В смешанных браках теряются саамский разговорный язык, вековые традиции, обычаи, национальный фольклор, одежда. И хотя в последнее время все чаще мы видим саамов в национальных одеяниях, все это боль ше для парада. 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz