Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.

подствовали анархия и бесхозяйственность, доходы оленеводов не росли, а падали. И все же в советское время немало делалось в интересах саамского населения, особенно в сфере медицины, социального обеспечения, школь­ ного обучения, культуры. Было несколько попыток внедрить саамскую письменность, охватить всех детей школьным образованием, вырастить собственную саамскую интеллигенцию. Кое-что из всего этого задуманно­ го удалось реализовать. Что можно квалифицировать как положительное в истории кольских саамов в советский период? Во-первых, было ликвидировано имущественное неравенство, когда одни лопари имели 2-3 оленей (а то и вообще ни одного), а другие владели тысячными стадами, и как следствие исчезла неприкрытая и грубая экс­ плуатация человека. Во-вторых, в Кольской тундре была организована реформа землево- доустройства, осуществленная в 30-е гг. прошлого века. В-третьих, саамам-оленеводам оказывалась зоотехническая и вете­ ринарная помощь, была создана опытная оленеводческая станция, наце­ ленная на разработку прогрессивных способов оленеводства. В-четвертых, предпринимались попытки решить проблему перевода оленеводов на оседлый образ жизни (выдавались кредиты на строительст­ во индивидуальных жилых домов, строились целые поселки). В-пятых, помимо оленеводства и рыболовства, в тундре появились другие сферы занятий коренного населения: молочное животноводство, свинофермы, овцеводство, строительство, транспорт и связь, пошивочные мастерские и т.д. В-шестых, саамам оказывалась бесплатная медицинская помощь, во всех крупных населенных пунктах открылись здравпункты. В-седьмых, самые весомые положительные сдвиги произошли в культурно-общественной жизни кольских саамов. Советская власть пре­ доставляла им право участвовать во всех сферах власти, осуществляла большое школьное строительство, обязывала родителей обучать детей в школах (для этого создавались во всех погостах начальные школы, а для учеников постарше - интернаты в крупных селах). В Ленинграде (в педин­ ституте) и в Мурманске (в педтехникуме) обучались будущие саамские учителя. Была осуществлена новая попытка разработать и внедрить саам­ скую письменность, появились первые книги на саамском языке. В 1927 г. в Ловозере появилось радио, во всех крупных погостах бы­ ли созданы клубы и библиотеки. Оленеводы узнали, что такое телефон и газеты, впервые увидели трактор и автомобиль. Но цивилизация и советская действительность привнесли в жизнь коренного населения Кольского полуострова и немало негативного. Мы не будем повторяться и говорить о таких явлениях и событиях, как коллекти­ 19

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz