Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.

О прошлом и настоящем кольских аборигенов Более тридцати лет (с 1977 г., когда увидела свет наша книга «Совет­ ские саамы: история, экономика, культура»), занимаясь проблемами ко­ ренного населения Кольского полуострова, наблюдаю неослабевающий интерес к малочисленному саамскому народу, его истории, культуре, со­ циологии. С одной стороны, вижу, что меняется в этой диаспоре к лучше­ му, а что остается в числе нерешенных задач. И то, что я размышляю об этом в общий для всех саамов Норвегии, Швеции, Финляндии и России праздник (6 февраля - Международный день саамов), говорит об очень важном факторе - интеграции скандинав­ ских, финских и русских саамов, восстановлении когда-то нарушенных связей, объединении каких-то элементов общественно-культурной жизни, взаимном приспособлении, несмотря на наличие государственных границ и вековые традиции самостоятельного развития. В свое время мы кичились, что советские саамы1идут «своим путем» и этот путь - самый правильный. Но жизнь показала, что опыт развития норвежских саамов (так же, как шведских и финских) нельзя игнорировать, и общие проблемы оленеводов (использование все уменьшающихся пло­ щадей ягельников, борьба с болезнями оленей, сбыт продукции, повыше­ ние рентабельности оленеводства, сохранение рыболовных угодий, народ­ ных промыслов, проблемы самоуправления и т.д.) лучше решать, огляды­ ваясь друг на друга, перенимая соседский опыт. Если оценить тысячелетнюю историю саамов Кольского Заполярья, то ее можно разделить на 3 периода: до начала XX в., с 1917 г. до 90-х гг. и постсоветские годы. В первый период главной объективной целью саамской общины Кольского полуострова была борьба за существование, стремление выжить в тяжелейших условиях Крайнего Севера, приспособиться к русской и иной, в т.ч. коми-ненецкой, финской, норвежской колонизации. Во втором, советском периоде своей истории лопари-саамы вроде бы получили государственную поддержку. Но катаклизмы той эпохи (Граж­ данская война, коллективизация оленеводческих хозяйств, борьба с «вра­ гами народа», Вторая мировая война, ликвидация мелких погостов при Н.С. Хрущеве, создание совхозов) не давали самим саамам возможности решить тундровые вопросы по-своему, наиболее рациональным путем. По­ головье оленей не могло превысить 70-80 тыс. голов, на пастбищах гос­ 1В русском языке и литературе существуют два вида написания этого слова: склоняе­ мое «саамы» и несклоняемое «саами». До начала 30-х гт. XX в. этот этнос Кольского полуострова называли лопарями (от слова «лопь» - народ, живущий на краю земли. Отсюда понятия «Лапландия» и «лапландцы»). 18

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz