Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.
рии России!), а на приеме не было никого из «первых». Да и ученых, зани мающихся проблемами саамов, не пригласили. История, к сожалению, повторяется... И тем не менее в Год коренных народов и в преддверии Дней Север ного Калотта в Тромсе не можем мы говорить только о негативном в жиз ни наших саамов. Это было бы необъективно. Да, кстати, и в Скандинав ских странах и Финляндии у саамов есть серьезные проблемы, есть и про тиворечия между основной нацией государства и лапландцами: из-за тер риторий, мест в парламенте, управления коммунами, из-за экологического дискомфорта и т.д. и т.п. И это никого не удивляет. Мы не против международных саамских контактов, мы за усиление побратимских связей (Ловозеро - Карашийок, Ревда - Севеттярви), и в то же время мы за правдивое и объективное освещение саамских проблем. А то ловозерская жительница Любовь Ватонена справедливо возмущается: «Последнее время саамы буквально атакованы зарубежной прессой, не ус певаешь отличить одного корреспондента от другого, некоторые ведут се бя, как гангстеры...». Так что же произошло позитивного в жизни аборигенов Кольского полуострова в течение XX в.? Самое главное заключается в том, что этот маленький саамский на род не вымер, не исчез. Кольские саамы сохранились как определенная общность со своей культурой, языком, фольклором, характером и сферой занятий. Пусть их немного, но они живут, работают. А это немаловажно и потому, что на этот период пришлись две большие мировые войны и две «маленькие»: Гражданская 1918-1920 гг. и советско-финская 1939-1940 гг., около десятка голодных лет (1920-1924 гг., 1932-1938 гг., 1946-1947 гг.), ежовско-бериевские репрессии и прочие общественные катаклизмы. Второй момент - сохранилось оленеводство как средство существо вания значительной части саамов. Слава богу, что индустриализация в ос новном охватила западную часть области и не добралась до дальних вос точных районов. Там сохранились пастбища, лишайники, реки с рыбой. И владеть этой территорией должны саамы, коми, ненцы и русские поморы, проживающие там. И распоряжаться по-своему: хотят хозяйствовать инди видуально - пусть живут семьями; желают жить колхозом-совхозом, ак ционерным обществом - хозяйствуйте так. Третий момент - саамы Кольского полуострова сохранили свой язык, для них создана письменность, родилась саамская литература, воз рождаются прикладное искусство и народные ремесла. Как бы ни ругали Советскую власть, но она немало сделала для этого: тут и школы, и избы- читальни, и больницы, и кадры. Нам надо быть справедливыми к прошлому, честными в оценке на стоящего и осторожными в выборе путей в будущее. 141
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz