Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.

Кольские саамы выбирают будущее Как известно, 1993 г. Организацией Объединенных Наций был объ­ явлен Годом коренных народов. Делалось это с целью поддержки абориге­ нов - тех групп населения земного шара, которые в силу особенностей ис­ торического развития оказались как бы в стороне от главной дороги циви­ лизации и стали «гостями в собственном доме». У нас на Русском Севере в приблизительно таком положении оказа­ лись более 20 этнических групп - от саамов на западе до чукчей и эскимо­ сов на востоке. Но в данном случае мы будем говорить только о Кольском полуострове и людях, населяющих его. Необходимость порассуждать на эту тему появилась еще и в связи с вступлением Ассоциации кольских саамов в Союз саамов Скандинавии. Начнем с понятий. Какой смысл вкладывается в словосочетание «ко­ ренной народ» в нашем случае? Одни считают, что на Кольском полуост­ рове может идти речь только о лопарях-саамах (до XX в. их часто называ­ ли туземцами). Они, мол, тут живут тысячелетиями, именно они освоили тундру и т.д. и т.п. Другие думают, что и ненцы, и коми-ижемцы также яв­ ляются коренными жителями (хотя они пришли с Печоры на Кольский по­ луостров в XIX в.). Третьи полагают, что и поморы имеют право называть­ ся аборигенами, особенно на Терском берегу. Мол, новгородцы пришли на свободные земли и не сгоняли лопарей с обжитых мест, а действовали по поговорке: «Свято место пусто не бывает». И тем не менее Год коренных народов, на наш взгляд, отмечать должны в первую очередь саамы. Почему? Эта маленькая народность (I 678 человек в нашей области, по пере­ писи населения) находится сейчас на переломном этапе своего развития. Она как бы приходит в себя после долгой болезни (можно это состояние назвать и спячкой, и похмельным синдромом, и амнезией, и как угодно еще) и беспомощно озирается: где мы? что с нами? что делать? Более того, проснулся пока только интеллект народности в лице ее интеллигенции и наиболее активной политически части общины. Проснул­ ся с тревожными предчувствиями и желанием действовать. Но тело этноса, его руки, ноги пока связаны веревками времен административно-команд­ ной системы, коллективизации и индустриализации, реформирования и укрупнений погостов, оленьих стад и т.д. Веревки эти, правда, прогнили, и освободиться от них уже нетрудно. Сложнее будет восстановить работо­ способность тундрового организма, его силу, взаимосвязь отдельных частей. Многие из тех, кто ставит сейчас диагноз болезни саамской народно­ сти, сваливают все на Советскую власть: она, мол, виновата. Но это слишком простое объяснение, однобокое и неправильное. Ведь нельзя сказать, что при Советской власти о саамах, особенно о бедня­ ках, не заботились. И декларации публиковались, и постановления подпи­ 137

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz