Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.
Кольские саамы выбирают будущее Как известно, 1993 г. Организацией Объединенных Наций был объ явлен Годом коренных народов. Делалось это с целью поддержки абориге нов - тех групп населения земного шара, которые в силу особенностей ис торического развития оказались как бы в стороне от главной дороги циви лизации и стали «гостями в собственном доме». У нас на Русском Севере в приблизительно таком положении оказа лись более 20 этнических групп - от саамов на западе до чукчей и эскимо сов на востоке. Но в данном случае мы будем говорить только о Кольском полуострове и людях, населяющих его. Необходимость порассуждать на эту тему появилась еще и в связи с вступлением Ассоциации кольских саамов в Союз саамов Скандинавии. Начнем с понятий. Какой смысл вкладывается в словосочетание «ко ренной народ» в нашем случае? Одни считают, что на Кольском полуост рове может идти речь только о лопарях-саамах (до XX в. их часто называ ли туземцами). Они, мол, тут живут тысячелетиями, именно они освоили тундру и т.д. и т.п. Другие думают, что и ненцы, и коми-ижемцы также яв ляются коренными жителями (хотя они пришли с Печоры на Кольский по луостров в XIX в.). Третьи полагают, что и поморы имеют право называть ся аборигенами, особенно на Терском берегу. Мол, новгородцы пришли на свободные земли и не сгоняли лопарей с обжитых мест, а действовали по поговорке: «Свято место пусто не бывает». И тем не менее Год коренных народов, на наш взгляд, отмечать должны в первую очередь саамы. Почему? Эта маленькая народность (I 678 человек в нашей области, по пере писи населения) находится сейчас на переломном этапе своего развития. Она как бы приходит в себя после долгой болезни (можно это состояние назвать и спячкой, и похмельным синдромом, и амнезией, и как угодно еще) и беспомощно озирается: где мы? что с нами? что делать? Более того, проснулся пока только интеллект народности в лице ее интеллигенции и наиболее активной политически части общины. Проснул ся с тревожными предчувствиями и желанием действовать. Но тело этноса, его руки, ноги пока связаны веревками времен административно-команд ной системы, коллективизации и индустриализации, реформирования и укрупнений погостов, оленьих стад и т.д. Веревки эти, правда, прогнили, и освободиться от них уже нетрудно. Сложнее будет восстановить работо способность тундрового организма, его силу, взаимосвязь отдельных частей. Многие из тех, кто ставит сейчас диагноз болезни саамской народно сти, сваливают все на Советскую власть: она, мол, виновата. Но это слишком простое объяснение, однобокое и неправильное. Ведь нельзя сказать, что при Советской власти о саамах, особенно о бедня ках, не заботились. И декларации публиковались, и постановления подпи 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz