Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.

Во-первых, этно-демографические процессы на Кольском Севере тесно связаны и часто даже обусловлены социально-экономическим разви­ тием Заполярья. Приведем несколько примеров. В 1915 г. началось соору­ жение Мурманской железной дороги, торгового порта в Кольском заливе, военно-морских баз на побережье Баренцева моря. На Кольский полуост­ ров были брошены тысячи вербованных крестьян центральной России, сол­ даты железнодорожных батальонов, военнопленные и привезенные из Хар­ бина китайцы. Население края увеличилось почти сразу вдвое, вслед за эко­ номическим оживлением последовали демографические перемены: была заселена полоса вдоль Мурманской железной дороги, появился новый го­ род Романов-на-Мурмане, оживились поморские села и лопарские погосты. Второй факт связан с индустриализацией Мурманского округа, на­ чавшейся в конце 20-х гг. XX в. Превращение кустарных рыбных промы­ слов в мощную государственную промышленность, создание береговой ба­ зы рыбообработки и судоремонтных заводов изменили состав населения прибрежной части Мурмана. И тут возникли рабочие поселки: Сайда-Губа, Торос-Остров, Ура-Губа, Порт-Владимир, Териберка и др. Помимо рыбной промышленности, на Баренцевом море в годы инду­ стриализации в крае возникли новые отрасли экономики и в других рай­ онах полуострова: горно-химическая в Хибинах, медно-никелевая в Мон- че-тундре, лесопильная в Кандалакше и Зашейке; энергетика на реках Ни­ ва и Тулома. И весь этот экономический бум сопровождался ростом рабо­ чего класса, увеличением инженерно-технических работников и служа­ щих, членов их семей. Часть из них приезжала добровольно (в основном, по вербовке), другие посылались в порядке партийно-комсомольских мо­ билизаций, третьи были доставлены на Кольский полуостров принуди­ тельно (раскулаченные, сосланные и заключенные). Но в общем котле со­ циалистической стройки весь этот контингент нивелировался, «выправлял­ ся» и делал то дело, ради которого их и собрали на Севере: строили заводы и фабрики, рудники и дороги, электростанции и линии передач. Третий пример тесного взаимодействия социально-экономического развития Мурманской области и этно-демографических процессов можно взять из послевоенной истории. Когда встала задача восстановления раз­ рушенного в войну хозяйства, когда не хватало ни механизмов, ни строй­ материалов, вновь был брошен лозунг: «Человек - главная производитель­ ная сила!». И люди, где числом, а где уменьем, взялись за дело и за два-три года восстановили довоенный уровень производства Заполярья. Но есть примеры и отрицательного свойства взаимосвязи социально- экономического развития и этно-демографических процессов. Это 90-е гг., самый конец XX в., когда был развален Советский Союз, был провозгла­ шен отказ от многого, что было накоплено за годы Советской власти. По­ литическая дестабилизация привела к кризису экономики, который захва­ тил все регионы России, в т.ч. и Мурманскую область. В 1995 г. я писал: 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz