Киселев, А. А. Очерки этнической истории Кольского Севера / А. А. Киселев ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : Мурманский государственный педагогический университет, 2009. - 145 с.

Откуда прибыли? Как? И зачем? Ответ вроде бы дан давно: китайцев завербовали в период Первой мировой войны для ускорения строительства Мурманской железной доро­ ги. Всего их было, по одним данным, 10 тыс., по другим - около 15 тыс. Точно известно, что отправляли их на Русский Север из Харбина. Почему-то раньше считалось, что перевозили их на пароходах (на­ верное, потому, что это ассоциировалось с переброской с Дальнего Восто­ ка военных кораблей - «Варяга», «Чесмы», «Пересвета»). Но оказалось, что это не совсем так. В самой первой книге по истории Мурманской железной дороги, ко­ торая вышла в 1916 г., говорится, что агенты управления строительством выехали за китайскими рабочими в мае 1916 г. При этом им было поруче­ но позаботиться об их одежде и обуви (закупить кожаные башмаки и су­ конные туфли), о специальных решетах для изготовления своего особого сорта хлеба, о чашках и палочках для еды. Перед посадкой в поезда все китайцы прошли медосмотр, баню, по­ лучили новую одежду. Все их личные вещи прошли дезинфекцию. Стои­ мость доставки каждого китайца —90 рублей, для питания выделялось по 50 копеек в день. Завербованных китайцев везли по Китайско-Восточной железной дороге (КВЖД) до границы, а затем по Сибирской магистрали - через всю матушку-Россию в Архангельск. Эти литерные эшелоны шли по особому графику, с организацией по пути следования пунктов горячего питания, помывки людей и дезинфекции их одежды. А там, где железная дорога кончалась, их грузили на пароходы и везли либо в Кандалакшу, либо к Кольскому заливу. По прибытии на Мурманскую железную дорогу китайцы сразу же включались в строительный конвейер. Поскольку у большинства китайцев специальности не было, их использовали в основном на земляных или по­ грузочно-разгрузочных работах. Лопата, лом, кайло, топор, тачка - их ос­ новные средства производства. Первоначальные условия оплаты были 1,5-1,75 рубля за рабочий день (чуть позже заработок вырос до 2 рублей 40 копеек). Работали они артелями (иногда по 100-120 человек), жили отдельно от других рабочих и военнопленных (в своих бараках). И питались отдель­ но: все же китайская кухня отличается от русской. Поскольку большинство китайцев приехало не за приключениями и романтикой, а подзаработать денег и накопить хоть какой-то «первоначальный капитал», то питались они скудно и экономили на всем: на хлебе, мясе, бытовых расходах... Как писал профессор И.Ф. Ушаков, в июне-августе 1916 г. на Коль­ ский полуостров прибыло 3 тыс. китайцев. (Один из руководителей строи­ тельством железной дороги П.Е. Соловьев в воспоминаниях называл дру­ 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz