Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

пись: «Вечная слава морякам тралового флота, погибшим при защите Советского Запо­ лярья в годы Великой Отечественной войны». Подножие мемориала выполнено в виде картушки судового компаса... В 1932— 1934 годах в южном конце улицы Шмидта, у моста через Варничный ру­ чей, шло сооружение городской ТЭЦ. Мурманск давно уже испытывал энергетический голод, электричества не хватало даже на освещение. Газета «Полярная правда» писала: «Патриархальные керосиновые коптилки вновь вошли в моду в Мурманске. Город-сле- пец принимает все меры к тому, чтобы как-нибудь улучшить свое зрение». И вот на окра­ ине города — долгие годы тут были склады, железнодорожный тупик, комбинат «Строй- конструкция» — началась большая стройка... От прежней ТЭЦ, два первых котла которой были введены в эксплуатацию в марте 1934 года, ныне мало что осталось. Она не раз расширялась и реконструировалась. Не сохранилась и первая 60-метровая дымовая труба. Сейчас у теплоэлектроцентрали две трубы — высотой в 100 и 150 метров. Самую высокую возвели в 1987 году специалисты Прибалтийского управления треста «Спецжелезобетонстрой», которыми руководили супруги Малютины — прораб Валентин Сергеевич и мастер Руфина Анатольевна. Пос­ ле этого прародительница ТЭЦ — «шестидесятиметровка» -— была разобрана: по мне­ нию специалистов, чем больше высота, на которой рассеиваются ветром дымовые выб­ росы, тем меньше экологических неприятностей... В годы войны теплоэлектроцентраль, как объект особой значимости, подвергалась усиленным бомбардировкам. На нее сбрасывали и фугаски, и морские торпеды. Вывес­ ти ее из строя означало остановить сердце города: замрут предприятия, во мрак и холод погрузятся жилые кварталы. Одна из попыток уничтожить ТЭЦ была предпринята 10 мая 1943 года. Бомбардировщик «Юнкерс-88», пикируя от западного берега Кольско­ го залива, сбросил на станцию двухтонную торпеду. К счастью, эта махина пролетела мимо цели, ударилась о край оврага, находившегося там, где сейчас стоит здание Север­ ных электрических сетей (СЭС) «Колэнерго», пролетела еще несколько метров и, не взор­ вавшись, уткнулась в болото. Не так-то легко было ее оттуда вытащить и на полуторке вывезти с территории ТЭЦ. Шофером на автомобиле была тогда Анна Попова. Можете представить ее состояние, когда за спиной в кузове нет-нет да шевелилась «фашистская акула». Но все окончилось благополучно: торпеду вывезли за город и взорвали. В послевоенные годы Мурманская ТЭЦ пережила четыре очереди реконструкции. Раньше она работала на угле, и только в 1970-м последний ее котел был переведен на мазут. 30 лет Мурманская ТЭЦ расширялась в расчете не только на новое жилье, но и на ликвидацию мелких угольных котельных — их было более ста. Трудно представить, ка­ кую картину являл бы наш город с лишней сотней дымящих труб. По загазованности Мурманск сегодня даже чище, чем 30 лет назад, особенно если учесть сокращение чис­ ла судов в торговом и рыбном портах. Сейчас главным загрязнителем является автомо­ бильный транспорт, а все 24 котла ТЭЦ дают не больше четверти выбросов. Весной 2004 года МТЭЦ отметила свое 70-летие. В юбилейном материале отмеча­ лось: «На ТЭЦ работает персонал высокой квалификации, многие сотрудники трудятся не один десяток лет, текучести кадров практически нет. Стаж у основной массы работ­ ников — 15—20 лет. Уходят обычно только на пенсию. Но многие работают и в пенсион­ ном возрасте. Сейчас у нас почти 140 ветеранов из 710 работников. С 1944 года работает оператор множительных машин Клавдия Тимофеевна Моска­ ленко, она пришла сюда еще во время войны 14-летней девочкой. С того же года трудит­ ся Клавдий Леонидович Шамин. В свое время он был начальником цеха, в прошлом году ушел на пенсию, а теперь вновь работает временно слесарем-инструменталыциком. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz