Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.
поврежденным местам корпуса. Оно принесло большую пользу при дальнейшем следо вании. Когда судно упиралось в лед и машина работала полным ходом, с твиндеков было видно, как борт выгибался во внутрь и сильно вибрировал. Все это показывает, насколь ко слаб корпус “Челюскина”...» В эту героическую экспедицию ушли пять представителей нашего города: судоводи тель В. В. Павлов, матросы-водолазы ЭПРОНа Г. А. Мосолов и А. Е. Харкевич, кок А. И. Зверев и уборщица А. А. Горская. Как известно, «Челюскин» достиг за одну навигацию Берингова пролива и в начале ноября находился всего в полутора милях от чистой воды. Но ледовое поле, в которое вмерз пароход, погнало обратным дрейфом. В роковой день 13 февраля 1934 года льды пробили подводную часть судна. Едва участники экспедиции успели сбросить аварий ный запас и высадиться сами, как «Челюскин» затонул. Один человек погиб, сто четыре, в том числе десять женщин и двое детей, очутились под открытым небом, среди белого холодного безмолвия. Так образовался лагерь челюскинцев. Началась двухмесячная эпопея, закончившаяся все-таки триумфом человеческого духа, — такую оценку этой трагедии даст позже М. В. Водопьянов, один из семерых героев-летчиков, участвовавших в спасении челюскинцев. Летом 1934 года эпроновцы Г. А. Мосолов и А. Е. Харкевич, награжденные ордена ми Красной Звезды, вернулись в Мурманск. В честь героев эпопеи состоялся многолюд ный митинг. 8 июля 1934 года горсовет переименовал улицу Моряков в улицу Челюскин цев. Три судна тралового флота тогда же получили названия «В. И. Воронин», «Челюс кинец В. В. Павлов», «О. Ю. Шмидт». Отто Юльевича Шмидта избрали депутатом Мурманского горсовета от коллектива рыбного порта. .. .Что было на улице перед войной? Возле оврага — склады Мурманторга, штабеля ящиков и бочек. Рядом — строительная площадка (шло сооружение клуба моряков). Повсеместно — деревянные строения, в том числе бараки и «шалманы». Одно из строе ний — детдом, другое — ОПТ (общество пролетарского туризма и экскурсий), пересе ленное сюда с улицы Рыкова. И всего четыре каменных здания: два жилых, поликлиника железнодорожников (ныне отделенческая больница станции Мурманск) и школа № 20, потом школа № 8, теперь гимназия № 3, недавно отметившая свое 70-летие. Школу возводили строители торгового порта. Они сдали ее в августе 1935 года. Пер вым директором школы стал Николай Николаевич Александров. Вскоре коллектив учи телей и учащихся заявил о себе сплоченностью и полезными делами. Ребята выполняли задания краеведческого музея. Выезжали в экспедиции и описывали полученные резуль таты. Одного из участников этих поездок, секретаря школьной комсомольской организа ции, Анатолия Павловича Попова впоследствии назначили директором музея. В период советско-финляндской войны в школе размещался штаб 14-й армии, а с лета 1941 года — госпиталь. Здесь проходил лечение после ампутации ступней заполяр ный Маресьев — Герой Советского Союза летчик-истребитель Захар Артемович Соро кин. В 60-е годы он приезжал в Мурманск, посетил школу, беседовал с ребятами... В Великую Отечественную войну улица Челюскинцев из-за близости к железной дороге и порту часто становилась объектом воздушных бомбардировок. Жители улицы встали в ряды защитников Мурманска, взрослые — в ряды армии и флота, а дети — в отряды местной противовоздушной обороны (МПВО). Уже через неделю после нача ла войны (29 июня 1941 года) «Полярная правда» писала о Васе Кисляченко, проживав шего на улице Челюскинцев. Этот паренек организовал дружину школьников, члены которой дежурили на постах МПВО, рыли щели во дворах, сдавали кровь для раненых (где сейчас этот человек? Жив ли?). 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz