Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.
Улица Челюскинцев. Начинается эта улица у площади Спорта, Ледового дворца и плавательного бассейна и тянется в северо-восточном и северном направлениях к Семе новскому озеру Длина — более километра. До начала 30-х годов ее называли по-разному: улица Водников, улица Моряков. На чиналась она к северу от оврага, по дну которого тек грязный ручей, поименованный в народе, как мы уже говорили, «Воняловкой». История улицы хранит немало памятных событий. Здесь при интервентах в одном из бараков тайно собирались подпольщики. Здесь в день вооруженного восстания 21 февраля 1920 года революционные отряды освобождали политзаключенных из тюрь мы-барака № 530. Здесь одно время был второй, по сути дела, центр города: размеща лись военные штабы и казармы, некоторые уездные (затем губернские) учреждения. Когда в середине 1923 года в Мурманске возник первый отряд юных пионеров, именно на этой улице ему выделили под клуб старый дощатый барак. Год спустя тут же в трех рубленых одноэтажных домах обосновались классы единственной в губернии средней школы. Свое нынешнее название улица получила в 1934 году в честь участников экспеди ции на пароходе «Челюскин». Экспедицию возглавлял выдающийся исследователь Арк тики, снискавший славу «ледового комиссара» и «первого полярника страны», профес сор (а двумя годами позже — академик), начальник Главсевморпути Отто Юльевич Шмидт. Вел судно опытный полярный капитан Владимир Иванович Воронин. В феврале 2004 года исполнилось 70 лет со дня гибели парохода «Челюскин». В «Мурманском Арктическом сборнике» за 2004 год была опубликована статья заве дующей музеем Мурманского морского пароходства Валентины Ивановны Кареповой «“Челюскин”: неизвестные ответы на старые вопросы». В этой публикации приведены выдержки из отчета капитана, из которых видно, что же произошло на самом деле с легендарным пароходом. «Пароход не подходил для ледового плавания» — так считал капитан Воронин. И далее в статье В. И. Кареповой читаем выдержки из отчета капитана, опублико ванные в 1996 году в «Вестнике Архива Президента Российской Федерации»: «На вопрос о постройке на советских верфях ледокольных судов по типу “Челюс кин” пишу, что мне размеры “Челюскина” не нравятся и что по типу не испытанного во льдах парохода строить такие же новые суда считаю преждевременным... 11 июля прибыл в Ленинград. На второй день после приезда осмотрел “Челюскин”, но так как судно было загружено, то удалось осмотреть только форпик, канатные ящики и румпельное отделение. Увиденное на меня произвело нехорошее впечатление. Корпус был слаб, шпангоуты редкие, и прочность их не соответствовала для ледокольного суд на. В ширину “Челюскин” был большой. Это означало, что скуловая часть его будет сильно подвергаться ударам под невыгодным углом к корпусу, и они сильно скажутся на его прочности. Предполагал, что пароход будет плохо слушаться руля и тем самым за труднится управление им во льдах. Все это говорило о том, что судно для этого рейса непригодное... Рано утром 10 августа “Челюскин” вышел из Мурманска во Владивосток. С этих пор — я его капитан. Знал, что меня ждет, как мне будет трудно вести это суденышко через арктические льды... 20 августа, вечером, закончив перегрузку угля, идем под проводкой “Красина”. Из- за своей большой ширины “Челюскин” с трудом следует за “Красиным”. Получили вмя тину в левом борту в районе капитанского мостика. Работа осложнялась еще и тем, что судно плохо слушалось руля. 21 августа “Красин” вывел “Челюскин” на чистую воду, и корабли пошли каждый в своем направлении. Мы пошли на восток. Плотники ставили деревянное крепление к 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz