Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

дали редкие счастливчики. Неудивительно, что приход поездов считался «обществен­ ным явлением». Особенно большие толпы людей собирались на вокзале и возле него, когда прибывал вагон-«синематограф» — передвижной кинотеатр... Уже в 30-е годы стало ясно: «низенький, оставшийся от прошлого, никак не умеща­ ющий движение вокзал» (слова писателя И. С. Соколова-Микитова) следует заменить. L s L Железнодорожный вокзал в 20-е годы XX века Возможность сооружения более просторного вокзального здания обсуждалась в различ­ ных инстанциях. Дело затянулось, началась война — и бомба с вражеского самолета уничтожила вокзал. Еще больше десятилетия мурманчанам и гостям города приходи­ лось довольствоваться поставленным на этом месте строением с печным отоплением, по сути дела, бараком. Новый вокзал (точнее — его центральный корпус) вступил в строй и принял первых пассажиров накануне Первомая 1954 года (архитектор А. Мимбаревич). Левое крыло сдали в 1961 году. В 1959 году на куполе здания установили пятнадцатиметровый шпиль со звездой. Операцию всего за четверть часа выполнил экипаж вертолета в составе Г. Строева и В. Кривенко. Здание Мурманского пароходства было построено в 1961 году. Тогда же сформировалась Привокзальная площадь. На ней были посажены голубые ели и установлен памятник в честь первопроходцев космоса (человек, устремленный к звездам). Теперь, как ни жаль, на площади только полотно асфальта, заставленное авто­ машинами (по образному выражению — «автомобильный отстойник»). Сегодня улица Коминтерна — своеобразный транспортный узел Мурманска. Кроме железнодорожного вокзала, здесь автовокзал и стоянки автобусов пригородных линий, филиал агентства Аэрофлота, железнодорожные кассы, диспетчерский пункт такси. От Привокзальной площади — переход по виадуку к морскому вокзалу. Существенных перемен за последнее время на улице не произошло. Лишь на стыке с улицей Шмидта снесено несколько старых строений, чтобы высвободить достаточную территорию для возводившихся корпусов НПО «Севрыбсистемоавтоматика», да претер­ пело перепланировку и реконструкцию внутренних помещений здание ТПО: здесь от­ крылся зал художественных выставок (1989), а затем — Художественный музей. А на 61

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz