Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.
Перед войной южная часть улицы выглядела так. Со стороны улицы им. Шмидта она открывалась тремя двухэтажными домами постройки 1931 года. Далее, за Лопар ским переулком, стояло здание (тоже в два этажа) управления треста «Мурманрыба». (До недавнего времени оставался его фундамент. Потом на этом месте стояли здания научно-производственного объединения «Севрыбсистемоавтоматика» АРП «Севрыба».) Затем следовали еще три жилых дома, а через улицу Воровского располагалась контора прибрежного промысла и Морзверрыбпрома. Над ней возвышался стоявший на пригор ке Дворец труда, в котором размещались комитеты профессиональных союзов и клуб совторгслужащих. Улица в тот период являлась крупным общественным и культурным центром города. Здесь находились три клуба, Дом рыбака и оленевода, гостиница, стадион, вокзал, рынок, гастрономический магазин. В период Великой Отечественной войны германские летчики активно бомбили же лезнодорожный узел. Пострадали, естественно, и прилегающие участки города. Боль шинство домов улицы сгорело. Утром 21 декабря 1941 года бомба весом 250 килограммов попала в здание ТПО. К счастью, она не взорвалась, а только пробила крышу и междуэтажные перекрытия. Саперы вывезли ее за город и уничтожили. ( Впоследствии молодежь железнодорожно го узла отремонтировала здание, и некоторое время оно служило ей клубом.) А в доме № 9 (это крайний дом улицы с южной стороны) в квартире № 6 в войну была явочная квартира норвежцев, работавших в тылу у немцев. Восстановление и реконструкция улицы начались сразу после окончания боевых дей ствий в Заполярье. Работу вели две организации: участок дорожного строительства Ок тябрьской (тогда Кировской) железной дороги, впоследствии переименованный в стро- ительно-монтажный поезд (СМП-78), и СМП-253 Министерства транспортного строи тельства. Почти все дома сооружались по проектам Ленгипротранса. Реконструкция заверши лась в основном к середине 60-х годов. От зарождения улицы по центру ее всегда стоял — и стоит сейчас — железнодорож ный вокзал. Но нынешний вокзал — не первый по счету. Первый построили в 1916 году. Он видел многое и многих. Тут высаживались из специального поезда царские министры и сановники, приезжавшие «открывать» город Романов-на-Мурмане, в его зале побывал владелец знаменитых гастрономических мага зинов в Москве, Петрограде и Киеве купец Г. Г. Елисеев, направлявшийся за границу, смутной тенью промелькнул по вокзальному перрону летом 1918 года одетый в форму сербского солдата и с документами на имя Милутина Марковича премьер Временного правительства А. Ф. Керенский, уезжавший в Англию. Приземистое продолговатое здание вокзала было обшито узкими досками - «ва гонкой». Отапливалось оно печами. 16 ноября 1922 года в здании вспыхнул пожар, сильный ветер раздул огонь, и через два часа первый мурманский вокзал перестал существовать. Второй, возведенный на пожарище, открылся 27 марта 1923 года. Бревенчатое зда ние имело островерхую центральную часть, своего рода мансарду, на фасаде которой над вывеской «Мурманск» были укреплены портрет В. И. Ленина, звезда с серпом и молотом и часы с круглым циферблатом. Перед центральным входом строители обору довали тесовую площадку со скамейками. Долгое время вокзал был для горожан главным источником информации. Сюда шли все, кто интересовался новостями. Ведь почта поступала нерегулярно, телефонные ап параты были на счету, и то, в основном, — служебные, а домашними радиоточками обла 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz