Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

Перед войной южная часть улицы выглядела так. Со стороны улицы им. Шмидта она открывалась тремя двухэтажными домами постройки 1931 года. Далее, за Лопар­ ским переулком, стояло здание (тоже в два этажа) управления треста «Мурманрыба». (До недавнего времени оставался его фундамент. Потом на этом месте стояли здания научно-производственного объединения «Севрыбсистемоавтоматика» АРП «Севрыба».) Затем следовали еще три жилых дома, а через улицу Воровского располагалась контора прибрежного промысла и Морзверрыбпрома. Над ней возвышался стоявший на пригор­ ке Дворец труда, в котором размещались комитеты профессиональных союзов и клуб совторгслужащих. Улица в тот период являлась крупным общественным и культурным центром города. Здесь находились три клуба, Дом рыбака и оленевода, гостиница, стадион, вокзал, рынок, гастрономический магазин. В период Великой Отечественной войны германские летчики активно бомбили же­ лезнодорожный узел. Пострадали, естественно, и прилегающие участки города. Боль­ шинство домов улицы сгорело. Утром 21 декабря 1941 года бомба весом 250 килограммов попала в здание ТПО. К счастью, она не взорвалась, а только пробила крышу и междуэтажные перекрытия. Саперы вывезли ее за город и уничтожили. ( Впоследствии молодежь железнодорожно­ го узла отремонтировала здание, и некоторое время оно служило ей клубом.) А в доме № 9 (это крайний дом улицы с южной стороны) в квартире № 6 в войну была явочная квартира норвежцев, работавших в тылу у немцев. Восстановление и реконструкция улицы начались сразу после окончания боевых дей­ ствий в Заполярье. Работу вели две организации: участок дорожного строительства Ок­ тябрьской (тогда Кировской) железной дороги, впоследствии переименованный в стро- ительно-монтажный поезд (СМП-78), и СМП-253 Министерства транспортного строи­ тельства. Почти все дома сооружались по проектам Ленгипротранса. Реконструкция заверши­ лась в основном к середине 60-х годов. От зарождения улицы по центру ее всегда стоял — и стоит сейчас — железнодорож­ ный вокзал. Но нынешний вокзал — не первый по счету. Первый построили в 1916 году. Он видел многое и многих. Тут высаживались из специального поезда царские министры и сановники, приезжавшие «открывать» город Романов-на-Мурмане, в его зале побывал владелец знаменитых гастрономических мага­ зинов в Москве, Петрограде и Киеве купец Г. Г. Елисеев, направлявшийся за границу, смутной тенью промелькнул по вокзальному перрону летом 1918 года одетый в форму сербского солдата и с документами на имя Милутина Марковича премьер Временного правительства А. Ф. Керенский, уезжавший в Англию. Приземистое продолговатое здание вокзала было обшито узкими досками - «ва­ гонкой». Отапливалось оно печами. 16 ноября 1922 года в здании вспыхнул пожар, сильный ветер раздул огонь, и через два часа первый мурманский вокзал перестал существовать. Второй, возведенный на пожарище, открылся 27 марта 1923 года. Бревенчатое зда­ ние имело островерхую центральную часть, своего рода мансарду, на фасаде которой над вывеской «Мурманск» были укреплены портрет В. И. Ленина, звезда с серпом и молотом и часы с круглым циферблатом. Перед центральным входом строители обору­ довали тесовую площадку со скамейками. Долгое время вокзал был для горожан главным источником информации. Сюда шли все, кто интересовался новостями. Ведь почта поступала нерегулярно, телефонные ап­ параты были на счету, и то, в основном, — служебные, а домашними радиоточками обла­ 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz