Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

Сейчас бросается в глаза, что здание слегка повернуто к оси улицы. Тогда этого не было, поскольку улица здесь не изгибалась, как теперь, а шла прямо. Кроме того, у здания был стеклянный купол, разрушенный в войну. При восстановлении его уже не остекляли. Неподалеку от «небоскреба» располагались Дом таможни и своего рода гостиница — Дом рыбака и оленевода, а ближе к оврагу — клуб «Местран», принадлежавший работ­ никам местного транспорта — торгового порта и морского агентства (управление паро­ ходства находилось в Ленинграде, в Мурманске же — его агентство). За углом нынешне­ го здания управления пароходства (начало улицы Профсоюзов) стоял клуб железнодо­ рожников. На прилегающем к этим строениям участке вплоть до конца 30-х годов сохранялось несколько «чемоданов». По другую сторону улицы, напротив пригорка со зданием ТПО, размещались ма­ ленькие домики (общее название — Почтовый поселок) и четыре примечательных объек­ та: гостиница «Желрыбы» (первая в городе), биржа труда, рынок, стадион железнодо­ рожников. Гостиница открылась 31 августа 1924 года. Ее построил один из отделов железной дороги, который назывался «Желрыба», он занимался, в частности, добычей и скупкой рыбы. Для того времени гостиница была неплохой: двадцать шесть номеров, вмести­ тельный ресторан с высоким камином «в северном норвежском стиле» (по характерис­ тике журналистки Зинаиды Рихтер) и даже две ванны. На двухэтажное гостиничное зда­ ние обратил внимание при посещении в 1929 году Мурманска А. М. Горький: «...цент­ ральная часть его сложена из разноцветных кусков гранита, а крылья и островерхая крыша придали всему корпусу странную легкость» (из очерка «На краю земли»). На бирже труда регистрировали безработных. Потребность в ней отпала лишь к на­ чалу первой пятилетки (точнее — к 1930 году). Рынок, особенно в эпоху нэпа, являлся средоточием всей торговли в городе. Прода­ вали и покупали мясо, рыбу, наживку, хозяйственные товары, меха, спирт, одежду и обувь, изделия кустарей. Перед Зинаидой Рихтер рынок в середине 20-х годов предстал таким: «На площади стаями бегают собаки, северные лайки (говорят, их периодически истреб­ ляют, но они размножаются снова). Над палатками Севзапсоюза и торговцев-китайцев поднят красный флаг. В стороне, на снегу, сбившись в кучу, стоят олени с большими грустными глазами и ветвями на голове. На них приехали лопари...» Стадион официально именовали тогда спортплощадкой имени Володарского. Здесь долгие годы проводились футбольные матчи и легкоатлетические соревнования. Район нынешнего слияния улицы Коминтерна и улицы им. Шмидта назывался прежде Красной Горкой. Один из домов на ней занимал после установления советской власти Мурманский Совдеп. В конце 20-х годов Красную Горку срыли. Бывший строительный рабочий, впоследствии инженер треста «Мурманскжилстрой» А. Я. Рыжов вспоминал: «Мы разрабатывали Горку с двух сторон. С левой стороны грунт шел на отсыпку прича­ лов рыбного порта. С правой — для причалов торгового порта. Помогал нам трудиться паровой экскаватор “Марион”. Мороки с ним было. Надо и уголь подавать, и топить...» В середине 20-х годов на улице находился бревенчатый одноэтажный дом губкома РКП(б). До 30-х годов улицу пересекали (от нижней террасы к улице Ленинградской) рельсы «декавильки», по которым громыхали дрезины с вагонетками. В ноябре 1934 года, когда в городе открылась первая автобусная линия и единственный шестнадцатиместный автобус начал курсировать от окраины до окраины (Жилстрой — ул. Карла Либкнехта), одна из его остановок появилась и на улице Коминтерна. (Не случайно, видимо, спустя несколько месяцев женщины Мурманска дали горсовету наказ: запретить катание детей на лыжах и санках в центре, особенно у здания ТПО.) 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz