Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

Теперь, когда мы познакомились с улицами центра, протянувшимися с запада на восток, причем только две из них выходят за границы второй террасы (ул. им. Н. М. Кни­ повича и им. К. Маркса), давайте «пробежимся» по улицам меридианального направле­ ния. Их в центре девять: Привокзальная, Коминтерна, Челюскинцев, им. П. П. Шмидта, Ленинградская, им. К. Самойловой, Пушкинская, им. С. Перовской и Коммуны. Улица Привокзальная. Это название появилось на карте Мурманска 28 июня 1959 года. Начало улицы — у железнодорожного вокзала, конец — за старым рынком. Дорога, ведущая от площади Спорта к Портовому проезду, делит улицу на две части — северную и южную. Южная, сформированная в 1958— 1964 годах, параллельна станци­ онным путям и улице Коминтерна. Здесь улица двусторонняя, причем все здания на за­ падной ее стороне — административного назначения. В северной части (застройка ве­ дется с 1978 года) есть только один ряд домов — жилые девятиэтажки, возведенные у железной дороги за плавательным бассейном и рынком. В мае 1985 года здесь, на оче­ редной строительной площадке (ул. Привокзальная, д. 20), была обнаружена авиабомба. Саперы определили: пятидесятикилограммовая, немецкого производства, снабжена двумя взрывателями. Опасную находку уничтожили в загородном карьере. Одно из самых первых строений не только на улице, но и в городе — двухэтажный дом с башней (№ 9), стоящий у перрона. В нем 31 августа 1924 года открылась известная всем гостиница «Желрыбы». Позже в здании долгое время (вплоть до 1984 года) разме­ щалось управление Мурманского отделения Октябрьской железной дороги, потом — партийный комитет железнодорожного узла и дистанция сигнализации и связи. Соседнее с ним четырехэтажное здание было отдано под диспетчерскую отделения дороги. На этом участке улицы привлекает внимание сквер с клумбой. Появление клум­ бы имеет свою историю. В 1962 году железнодорожниками в центре сквера был соору­ жен фонтан в виде сегнерова колеса. Спустя два года он сломался, и оказалось, что почи­ нить его некому. Тогда на месте фонтана разбили клумбу. А в 1981 году на ней появилась причудливая композиция из стволов деревьев, до наших дней не сохранившаяся. Следующим на западной стороне улицы стоит массивное трехэтажное здание (плюс еще два этажа под землей). Это прижелезнодорожный почтамт, занимающийся обработ­ кой всех видов входящих и исходящих почтовых отправлений. До 1969 года на занимае­ мой им территории находилась контора связи отделения дороги. Противоположную сторону улицы, восточную, образуют жилые дома, построенные по проекту Ленгипротранса. Все они — трехэтажные. И это не случайно. Грунт, на кото­ ром ставились дома, не смог бы выдержать большей нагрузки, а сваи на рубеже 60-х годов еще не применялись. Последний в ряду жилых домов одним крылом выходит на площадь Спорта и улицу Коминтерна. Нижний этаж крыла отведен под магазин (до 1982 года в течение двух де­ сятилетий — магазин спортивных товаров «Спартак»). Центральным на всей Привокзальной улице и самым заметным в южной ее части является девятиэтажное здание из кирпича и бетона, обращенное внушительным фаса­ дом на площадь Спорта (архитектор С. Демидова). Его с 1984 года после переезда из старого помещения занимает вместе с райпрофсожем управление Мурманского отделе­ ния Октябрьской железной дороги. Улица живет обычной городской жизнью, только житейские мелочи порой беспоко­ ят людей. Вот один из телефонных звонков в редакцию «Вечернего Мурманска»: «Вам звонит пенсионерка с улицы Привокзальной, 10. Рядом с нами железная дорога постро­ ила дом. В прошлом году подводили к нему тепло, воду. Весь двор оказался перекопан, даже ступеньку у нашего подъезда разрушили. Пожилая женщина из-за этого ногу сло- 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz