Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

ДОРОГИ П ротяж енн ость города с север а на ю г — 18— 20 км. А вот м урм ан ски е дороги растянулись на 240,7 км. Е сли их слож и ть вм есте, то добр аться по такой улице м ож н о будет аж д о Кировска. К слову, о свещ ается только 121,4 км м урм ан ски х улиц. А ещ е в н аш ем городе 6 м остов м ун иц и ­ п альн ого ф онда. За 7 м есяц ев 2004 года н а ули ц ах города прои зош ло 257 Д ТП . И з н и х 199 по вине водителей, 54 по вине пеш еходов. В ДТП погибли 14 человек. А вот ц иф ры 2005 года (за 11 м есяц ев): количе­ ство Д Т П — 546, в т. ч. по вине води телей — 428, по вине п еш еходов — 118. П огибло 26 человек. В другом источнике мы н аш л и д руги е данны е. О бщ ая протяж ен н ость м урм ан ски х улиц и п роездов — 241 км; водостоков и ги д ротехн и че­ ски х со о р уж ен и й — 56 км ; л и н и й н аруж н о го о св ещ ен и я — 121 км ; п л ощ ад ь зел ен ы х н асаж д е­ н ий — 44 гектара. Еж егодно н а восстан овлен и е слом анны х скам еек и разб и ты х стекол на автобус­ ны х о стан о вк ах тратится 1,5 м лн рублей. В М урм анске — 406 светоф оров, в них 2864 лам пы накаливания. В го ро д е д ва п о д зем н ы х п ер ех о д а и 42 ге к тар а га зо н о в . К р о м е то го , на б а л а н с е го р о д а н ах о д и л и сь п ам ятн и ки , м ем о р и ал ь н ы е д о ск и , м ал ы е ар х и тек т у р н ы е ф о р м ы , сад о в о -п ар к о в о е о б о р у д о в ан и е, п ав и л ь о н ы -н ав есы н а о с т а н о в к а х о б щ еств ен н о го т р а н с п о р т а и т. д. и т. п. ЦВЕТЫ Ч тобы порадовать горож ан, каж дой весн ой работни ки «Зелен строя» вы саж и ваю т на п лощ а­ дях и улицах города 200 ты сяч цветов. ПОГОДА К ак у тверж даю т ж у рн али сты и си н оп ти ки , солн ц е светит м урм ан чан ам около 1300 часов в году. П очти полтора м есяц а (с 2 декабр я д о середи ны января) дл и тся полярн ая ночь. Д ва м есяц а (с 22 м ая по 22 ию ля) на ш ироте М урм ан ска — полярны й день. С редн егодовая тем п ература н аруж ­ ного воздуха в городе — + 0,2 градуса. И вот ещ е одна сам ая п оследн яя «погодная» инф орм ация. К огда в областном ц ен тр е бы л сам ы й теп лы й ден ь октября? С амы й ж аркий ден ь 28 о ктября бы л в 1937 году — плю с 9°С. С амы й холодны й ден ь 28 о ктября бы л в 1927 году — м инус 17,7°С. В октябре 2005 года в М урм анске вы п ало сн ега 33 мм (при норм е 43 мм). М ы знаем , что М урм ан ск сам ы й больш ой город за п олярны м кругом . Н о о п ределен и е сам ы й м ож н о отн ести и ко м ногим д р у ги м достопри м еч ательн остям города. И м ен н о ту т м урм анчане м о гу т сказать: «Э то есть только у нас!» С АМ Ы Й СЕВЕРНЫЙ Н ЕЗАМ ЕРЗАЮ Щ ИЙ ПОРТ М урм ан ски й м орской торговы й п орт — сам ы й северны й из н езам ер заю щ и х п ортов России. О н круп н ейш и й в м ире из р асп олож ен н ы х за п олярны м кругом . Л иш ь в р едки е зим ы , когда К оль­ ский зали в п окры вается коркой л ьда, суда по зали ву приходится проводи ть при пом ощ и ледоко­ л о в и п ортовы х буксиров. Б ольш и е глубины на подходны х ф арватерах, п ротяж ен н ость которы х со ставл яет 22 м или, обеспечи ваю т до сту п н о сть п орта для судов лю бого водои зм ещ ен и я. В 2004 году совокуп ны й грузооборот М урм ан ского торгового п орта и др у ги х п ерегрузочны х м ощ ностей д о ст и г 23 м лн тонн. А за 8 м есяц ев 2005 года перевален о более 15 м лн тон н грузов. А ТО М Н Ы Е ЛЕДОКОЛЫ Н а б орту всех сем и ато м н ы х ледо ко л о в м и р а нап и сан о: «П о рт п р и п и ск и — М урм анск». П ер вы й атом ны й гигант, п ро л ож и вш и й м н о ги м кораблям путь по С ев ер н о м у Л ед о ви то м у о к еа­ ну — л едокол «Л ен и н ». С ейчас на нем со зд ается м узей — тож е у н и к ал ьн ы й , еди н ствен н ы й в м ире. Его собрат ледокол «Ям ал» — рекордсм ен среди рекордсменов. О н успел уж е 30 раз побы вать на С евер н о м п олю се. А кап и тан л едо ко л а «А р кти ка» А л ексан д р Л ем б р и к , п рож и ваю щ и й в М ур­ м ан ск е, — единственны й в м ире капитан, 35 раз водивш ий свой корабль на верхуш ку планеты . 297

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz