Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.
развлекались. Откуда-то появлялись большие гнутые салазки. Человек пять—шесть, плот но прижавшись друг к другу, становились на полозья и съезжали с этой горки со страш ной сумасшедшей скоростью, рискуя врезаться в угол барака или электрический столб. Пока салазки съезжали, на них на ходу запрыгивали смельчаки. Салазки катили через дорогу до самого залива. Сколько было визга, смеха. Почище нынешних аттракционов или “американских горок”. И над всем этим сияло звездное небо с разливающимся се верным сиянием». (Спасибо вам, уважаемая Людмила Акимовна, за эти ваши воспоми нания о Петушинке). И еще одна деталь об этом районе. Когда-то здесь, на Петушинке, располагалась механическая мастерская «Ленснаб- строя». Ее рабочие вели строительство СРЗ ММФ. Журналист В. С. Белоусов писал: «Техники в распоряжении механизаторов было мало — два паровых экскаватора “Хютге” с экипажами из трех человек на каждый и одна грузовая машина — знаменитая АМО-3. Но и эта техника очень облегчала труд строителей, которым до нее все приходилось делать вручную, используя на рытье котлованов под будущие цеха завода только кирку, лопату да ручные тележки. В 1934 году мастерскую передали в ведение только что созданного управления “Мур- манскснабстрой”. В распоряжение механизаторов стала поступать новая техника. На сборке экскаваторов, бульдозеров и подъемных кранов отлично работал электросвар щик Фрол Степанович Каравашкин. Интересно, что он вместе с новым начальником мастерских Василием Ивановичем Шаровым за выдающиеся достижения в труде одним из первых среди мурманчан той поры был премирован комнатой в деревянном доме со всей необходимой для жилья обстановкой. Дом ударников, как называли тогда это нека зистое здание, после долгого житья в бараках казался механизаторам чуть ли не двор цом, пожить в таком мечтали многие мурманчане. Кстати, он сохранился до наших дней. Стоит себе рядом со средней школой № 43. Даже во время страшных бомбежек в годы Великой Отечественной войны уцелел». Эта мастерская потом переехала на Жилстрой и с 1962 года стала называться управ лением механизации строительства. Первыми улицами поселка Пригородного стали Подгорная и Песочная (14 октября 1957 года). Обе лежат вдоль железнодорожной линии: Подгорная — с запада, Песочная — с востока. На Подгорной в свое время были расположены отделение связи № 11, поли клиника плавсостава объединенной медсанчасти «Севрыба», Дом быта «Рыбак» и сто ловая, профтехучилище № 12, готовящее рабочих-судоремонтников, на Песочной — пло доовощная база облрыболовпотребсоюза. А название поселка досталось улице Приго родной (напротив ПТУ № 6). Еще одна улица этой части города — Фестивальная, названная в честь VI Всемир ного фестиваля молодежи и студентов (Москва, июль — август 1957 года). На ней нахо дились клуб судоверфи, здание ряда отделов института «Севгипрорыбфлот», профтех училище № 6 (готовило кадры рядового плавсостава для работы на судах загранплавания флота рыбной промышленности), лаборатория Государственного надзора за стандарта ми и измерительной техникой. Из разных точек города видны здесь две девятиэтажки. В пору своего возникновения поселок Пригородный, если судить по его названию, считался расположенным вне границ Мурманска. Теперь к югу от него на обширной территории, отвоеванной земснарядами у залива, — крупный район рыбного порта. И еще об одной особенности застройки нижней террасы. В полосе, примыкающей к полотну железной дороги, до войны стояло пять поселков, так и названных — Железно дорожными. Первый — у западного конца улицы Карла Либкнехта (по-видимому, пря мой отпрыск Шанхая). Второй и третий — вблизи станционного узла. Четвертый — между рыбным портом и улицей Шмидта. Наконец, пятый, «родоначальник» поселка 287
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz