Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

вить в переплавку. Рядом стояла плавмастерская «Кольская» морского рыбного порта и комбинат производственных предприятий треста «Мурманскморстрой». В годы войны для усиления противовоздушной обороны торгового порта на Уголь­ ной базе был размещен огневой взвод зенитной артиллерии. Пушки стояли на бревенча­ тых фундаментах, сооруженных портовиками. В наше время Угольную базу одни называют Угольной улицей (так она обозначена в атласе А. В. Кузнецова), другие — Угольками. Именно здесь расположена одна из испра­ вительных колоний Мурманской области — № 17. Последнее происшествие на этой улице произошло в сентябре 2003 года. В одном из гаражей в районе Угольной базы преступники убили, предварительно ограбив, предпри­ нимателя, занимавшегося незаконной скупкой металла. .. .К северу от Угольной базы приютилась какая-то «таинственная» улица Ладыги­ на. В I томе мурманской Книги памяти есть справка, что матрос Иван Григорьевич Ла­ дыгин умер от ран в эвакогоспитале и похоронен на городском кладбище. И вот мы только что «раскопали» протокол № 24 заседания Ленинского райисполко­ ма от 29 января 1954 года. В четвертом параграфе читаем: «Присвоить бывшей улице Нефтебаза и части Ростинского поселка (20 домов) имя Ладыгина». Тогда на ней было 26 домов. Теперь об улицах, лежащих у береговой промышленной зоны южнее Портового проезда. От судоремонтного завода бывшего Минморфлота начинаются владения Мурман­ ского морского рыбного порта. Его историю отсчитывают с 20-х годов. С того же времени застраивалась и прилегающая к нему территория. А так как порт называли тогда Траловой базой (чаще — Тралбазой), то и возникшая рядом с ним улица стала улицей Траловой. В 20-е годы здесь жили почти все руководители рыбной промыш­ ленности Мурмана, в том числе первый управляющий Севгосрыбтрестом И. А. Му­ рашов. Недалеко от нынешней проходной № 8 находилась электростанция Тралбазы. Не­ сколько ее стационарных локомобилей, работавших на каменном угле, помимо электро­ энергии давали порту и рыбокомбинату пар на технологические нужды. Г. М. Бородулин вспоминал, что вьюжной зимой 1932/33 года крыша электростанции не выдержала тяжести снега и провалилась: «Локомобили вышли из строя. Средняя часть города и Тралбаза остались без освещения. Чтобы как-то выйти из положения (пока будут ре­ монтировать локомобили и делать новую, более прочную крышу), к причалам побли­ зости от электростанции поставили несколько дизельных траулеров, имевших по тем временам довольно мощные судовые электростанции, и они стали подавать электро­ энергию на берег». Улица и в наши дни сохраняет многое от своего первоначального облика: железно­ дорожную ветку, склады, деревянные дома. По плану она должна была исчезнуть: здесь собирались проложить автомагистраль типа Верхней окружной дороги. Автомагистраль действительно прошла (теперь это часть Прибрежного шоссе), но в стороне, и старых строений улицы не затронула. В последующие годы изменения здесь тоже были незначительны. По улице с севера на юг — от внушительного административного здания (в районе виадука с улицы Шмидта) и до проходной ОАО «Мурманская судоверфь» на Варничном мысу — расположены отделение связи № 1 (известное как «морское»), Северная сани­ тарная инспекция Минрыбхоза СССР, отделы кадров и различные службы промысловых 284

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz