Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

Г Л А В А Д В Е Н А Д Ц А Т А Я У БЕРЕГОВОЙ ЧЕРТЫ М ы рассказали об улицах второй и третьей террас, микрорайонов Скального, Нагорного и Росты, а теперь давайте посмотрим на улицы, расположенные вдоль Кольского залива. Как известно, Мурманск рос от моря. И первые улицы (по­ началу, впрочем, лишь подобие их) пролегли на береговой кромке нижней террасы. С годами, однако, они все более приобретали вместо жилого хозяйственный вид. В кон­ це концов даже в самой сердцевине — там, где раскинулись центральные микрорайоны, город оказался отжатым от залива причалами, портальными кранами, производствен­ ными корпусами, складами, заборами, железнодорожными рельсами — иначе говоря, береговой промышленной зоной. Как возникли и что теперь представляют собой улицы, непосредственно примыкаю­ щие к этой зоне? Сначала — о территории возле первого грузового района морского торгового порта. Уже в 1916— 1917 годах здесь появились десятки построек: казармы, бараки, пекар­ ня, столовая, пожарное депо. При строительстве соблюдался определенный порядок, дома ставились по плану. После революции застройка, о чем говорилось ранее, приняла бессистемный харак­ тер. Никто не испрашивал разрешения — сооружал себе жилье где придется, как при­ дется и из того, что подвернется под руку. Результат — скопления теплушек, разномаст­ ных лачуг, полуземлянок и землянок. Именно на этом участке — у пристанционных пу­ тей и у подножия сопки Семеновского озера — возникли тогда поселки Красная деревня, Нижняя и Верхняя Портовые Нахаловки и Шанхай. Среди хибар возвышался единствен­ ный двухэтажный бревенчатый дом — гостиница «Желрыбы». Убогий вид поселков и дикость царивших в них нравов ужасали всех, кому довелось тут побывать. В наши дни с первым грузовым районом порта соседствует Портовый проезд. В северном его конце — здание, где разместились управление порта и морское агент­ ство «Инфлот», обслуживающее иностранные суда. Южнее — автобаза, морской вокзал (с рестораном и службами АСПТР — экспедиционного отряда аварийно-спасательных, судоподъемных и подъемно-технических работ), здание дирекции судоремонтного заво­ да Министерства морского флота. Среди наиболее старых строений проезда — продо­ вольственный магазин Торгмортранса, среди молодых — девятиэтажный корпус вычис­ лительного центра пароходства. У морского вокзала установлен обелиск в честь портовиков, погибших в период Великой Отечественной войны (6 ноября 1967 года, скульптор Г. Глухих, архитектор А. Антонов), а сама площадь получила имя знаменитого полярника, академика, началь­ ника Главсевморпути Отто Юльевича Шмидта. Сравнительно недавно в Портовом про­ езде открылся модный среди гостей Мурманска ресторан «Нулевая миля». К площади имени О. Ю. Шмидта и Портовому проезду помимо транспортных маги­ стралей с площади Спорта и с Прибрежного шоссе ведет и пешеходный виадук, пере­ брошенный над рельсами железной дороги с Привокзальной площади. 281

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz