Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

детей грудью как можно дольше. Наш специалист кон­ сультирует не только молодых мам, но и членов семей, которые помогают им ухаживать за малышами». Свои новости есть в каждом доме и учреждении ули­ цы имени Бочкова. Появилось новое оборудование в спе­ циализированном Доме ребенка (д. № 4). В школе № 27 (д. № 15) открылся профессиональный медицинский класс. Улица продолжает благоустраиваться. Теперь — о человеке, чье имя носит эта улица. Родился Иван Васильевич Бочков в 1915 году в Петрограде. Когда началась война, имел звание лейте­ нанта. С первых дней боевых действий — на фронто­ вом аэродроме в Заполярье. В 145-м (позже 19-м гвар­ дейском) истребительном авиационном полку, который прикрывал мурманское небо, про летчика И. В. Бочко­ ва говорили: каждый воздушный бой он ведет «прямо- таки ювелирно». И это был действительно пилот, отли­ чавшийся мгновенной реакцией, отточенной техникой владения самолетом, отважный и решительный. В мае 1942 года газета 14-й армии «Часовой Севе­ ра» писала: «Родина уже отмечала геройского летчика Ивана Бочкова орденом Красного Знамени. Это было в начале войны. В те дни Бочков, будучи командиром звена, смело дрался на своем “ястребке” против скоростных истребителей врага. И не только дрался, но и побеждал. Затем Бочков одним из первых освоил новую материальную часть, и теперь на его счету свыше десяти самолетов, сбитых лично или в группе с боевыми друзьями». Архивные документы сохранили для нас описание воздушной схватки, вспыхнув­ шей 15 июня 1942 года при отражении массированного налета на Мурманск. Шесть самолетов полка в этот день перехватили шестнадцать истребителей и шесть бомбарди­ ровщиков противника. Командир группы капитан Бочков передал по радио: «Внимание, иду на ведущего!» — и повел группу в атаку. После первого же натиска строй немецких самолетов рассыпался. Бочков пулеметной очередью поджег «Мессершмитт-110». Ус­ пешно действовали и другие советские летчики. Когда закончился бой, на земле там и тут догорали девять германских машин. Гитлеровцы охотились за советским асом. Была обещана высокая награда тому, кто сумеет его сбить. Но Бочков неизменно возвращался на аэродром с победой. Воевать в Заполярье авиаторам приходилось в сложных условиях — в туманы, мете­ ли, при низкой облачности. Отсутствие ровных безлесных площадок, болота и озера, каменистые сопки почти не оставляли возможности благополучно посадить аварийный самолет. Вся надежда была на себя, на машину, парашют и — на боевых друзей. Летчик Д. Гончаренок вспоминал, что в полку брали пример с трех «самых отваж­ ных, стойких и умелых» пилотов — П. С. Кутахова, К. Г. Фомченкова и И. В. Бочкова. 4 апреля 1943 года, спасая в воздухе товарища от гибельной атаки двух «мессеров», гвардии капитан Бочков попал под огонь вражеского истребителя... На его счету было триста восемь боевых вылетов, сорок пять воздушных боев, тридцать два самолета, сби­ тых в группе, и семь — лично. 1 мая 1943 года ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. Улица имени В. И. Щербакова. Старожилы помнят ее как улицу Южную. Это назва­ ние, возникшее в 50-х годах, точно отражало картину тогдашней застройки Мурманска: И. В. Бочков 262

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz