Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

«... 24 сентября 1941 года. Ведем тяжелый бой с превосходящими силами врага. Через наши головы с Рыбачьего с режущим воем летят снаряды поддерживающей нас артил­ лерии. Немцы вводят все новые резервы и, несмотря на большие потери, стремятся сбить нас с высот. Но у нас за спиной море, и отступать некуда. Радирую на КП СОРа о ходе боя, но о серьезности создавшегося положения умалчиваю. Пришлось вторично под­ твердить свой приказ — биться до последней возможности, ни на метр не отступая с обороняемых рубежей. Тяжелее всего на участках Синцова и Семенова. Их связные до­ носят, что немецкие офицеры поднимают своих солдат во весь рост и с криком “Фор- верст!” (вперед) ведут непрекращающиеся атаки. Трупами их покрылась вся сопка. Свои действия противник подкрепляет огнем минометов. Обойти нас с берега гитлеровцам не удалось, но у меня больше резерва нет — остались только радисты и саперы. Непрерыв­ но ведем переброску с берега на передовые рубежи боезапаса, чтобы нашим пулеметам не угрожал “патронный голод”. К 19 часам атаки немцев стали ослабевать, а с наступле­ нием темноты прекратились совсем». Улица имени Капитана С. Д. Копытова. У нее приметная особенность: если вы попадаете в Мурманск через южный въезд, по проспекту Кольскому, то первая улица, вливающаяся в проспект с востока (в данном случае справа), и будет улицей Капитана Копытова. Улица эта как бы соединяет два въезда в город: двигаясь по ней, а затем по улице Шабалина вверх, окажитесь на Верхней окружной автодороге. Можно сказать и иначе. Представим Кольский проспект стволом дерева, вершина которого тянется к северу, а комель скрыт в подножии сопки, разделяющей Мурманск и Колу. Тогда нижняя ветка, отходящая от ствола, — это улица Капитана С. Д. Копытова. «Так и хочется снять шапку перед этим именем, — писал в феврале 1975 года спец­ кор газеты “Известия”, полярник и журналист Савва Морозов. — Как не вспомнить Ко­ пытовскую банку на промысловых картах Баренцева моря! Еще в двадцатых годах от­ крыл и начал осваивать это богатое рыбой мелководье Степан Дмитриевич Копытов — один из мастеров и новаторов нашего тралового флота». Да, С. Д. Копытов (1886— 1971) был рыбак и капитан, что называется милостью божьей. Как и К. Л. Бурков, родился в деревне Патракеевке, давшей Северу и флоту не одну славную династию моряков. Впрочем, целиком посвятить себя промысловому делу Степану Дмитриевичу удалось лишь в зрелом возрасте, после изгнания интервентов и белогвардейцев с Мурмана. Вспоминая на пороге своего 80-летия события, определяв­ шие повороты в его судьбе, он говорил: «Я горжусь тем, что участвовал в первых забас­ товках 1905 года, что на моем профсоюзном билете, который сейчас передан в краевед­ ческий музей, стоит дата — 1906 год. Я горжусь тем, что два года был председателем Патракеевского волостного исполкома, утверждая на месте Советскую власть. Второго августа 1918 года пришли в наши места белые и интервенты. Они разогнали земскую и волостную управу. И я, беспартийный большевик, оказался в тюрьме. Но мы тогда были уверены, что победит народ... Я отдал морю почти шестьдесят лет. Тридцать из них был судоводителем на разных судах, включая и парусные. Двадцать лет был капитаном тралового флота. И от души скажу, что сегодня я счастлив». В 1920 году С. Д. Копытов принял командование РТ-28 «Камбала» — стареньким траулером, оставшимся от интервентов. Он плавал на этом судне семь лет и именно в ту пору обнаружил новые промысловые квадраты на северном склоне Центрального райо­ на Баренцева моря, которые ныне известны как Копытовская банка. В годы первой пяти­ летки Степан Дмитриевич водил в рейсы РТ-26 «Треска», а когда началось стахановское движение, — РТ-82 «Димитров». В 1939— 1955 годах он был заместителем начальника промысловой разведки «Мурманрыбы». 254

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz