Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.
держа курс на север. Примерно месяц спустя был открыт остров, которому Беринг дал имя Святого Лаврентия. При дальнейшем плавании вдоль материка бот достиг пролива, отделяющего Азию от Америки, и, пройдя его, вышел в Северный Ледовитый океан. Так через восемьдесят лет после Федота Попова и Семена Дежнева экспедиция побывала в проливе, который позже стал называться Беринговым. Еще раз была доказана раздель ность двух континентов. В 1733— 1743 годах состоялась Великая Северная экспедиция. Ей предписывалось определить границы Русского государства от Белого моря до Японского и исследовать морской путь в Японию и Америку. Начальником экспедиции был назначен капитан- командир Витус Беринг. Он же возглавил и Вторую Камчатскую экспедицию — состав ную часть Великой Северной. На его долю выпало изыскание пути от Камчатки до Япо нии, а также «проведывание» берегов Америки, дабы узнать, «какие на них народы, как то место называют и подлинно ли те берега американские». Для экспедиции были построены два пакетбота — «Св. Петр» и «Св. Павел». Пер вым командовал сам В. Беринг, вторым — А. Чириков. В июне 1741 года из Авачинской бухты, на берегу которой Беринг заложил город и порт Петропавловск, суда выш ли в море и взяли курс на северо-восток. Вскоре во время шторма они потеряли друг друга из виду, и каждое продолжало плавание самостоятельно. Оба достигли севе- ро-западного побережья Америки. Через четыре месяца, собрав ценные научные дан ные, А.Чириков привел «Св. Павла» обратно в Петропавловск. А на долю В. Беринга и команды «Св. Петра» выпали неисчислимые бедствия... На обратном пути бури больше двух месяцев трепали пакетбот в океане. Мореплава телей застигла поздняя осень с длинными темными ночами, снегом и дождем. Почти всех скосила цинга. Не поднимался со своего ложа в командирской каюте и Витус Бе ринг. Штурман Свен Баксель записал в дневнике: «В нашей команде оказалось теперь столько больных, что у меня не оставалось почти никого, кто мог бы помочь в управле нии судном. Паруса износились до такой степени, что я всякий раз опасался, как бы их не сорвало порывом ветра. Сам я тоже с большим трудом передвигался по палубе...» И вот однажды ноябрьским утром вахтенный разглядел на горизонте землю. Коман да приняла ее за Камчатку. Лишь один Беринг понимал, что это — неведомый до сих пор остров. Хотя и лежал вблизи Камчатки, но — остров. Пакетбот несло к берегу, прямо на белые буруны, вскипающие над каменной грядой. Якоря не смогли удержать его, и казалось уже, что спасения нет. Но вдруг гигантская волна подняла судно на гребень и перебросила через рифы ... Остров, на котором высадились моряки, был назван впоследствии островом Берин га. Здесь 19 декабря 1741 года скончался от цинги шестидесятилетний капитан-коман- дор, датчанин, чья жизнь прошла под знаком утверждения морской славы России. Оставшиеся в живых члены команды «Св. Петра» после зимовки на острове постро или из останков своего корабля небольшое суденышко и в августе следующего года при плыли в Петропавловск... Улица Беринга ответвляется на восток от Кольского проспекта, ограничивая с юга 305-й квартал, проект которого, как мы уже упоминали, в 1983 году был отмечен преми ей Совета Министров СССР. В этом жилом массиве сохранен при застройке природный ландшафт, а соединенные вставками дома образуют замкнутый контур, защищающий от ветров зоны внутри дворов. При возведении квартала применены и другие интересные инженерные решения. Один из лауреатов премии главный архитектор области И. А. Не- руш вспоминал, что по генеральному плану развития города эта территория признава лась непригодной для строительства и на ней «ставился крест»: «Здесь заболоченные почвы, и фундамент домов грозил стать воистину золотым — глубина торфа в иных 249
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz