Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

Г Л А В А Д Е В Я Т А Я РОСТА К В довоенном «Географическом словаре Кольского полуострова» читаем: «Роста — Селение Мурманского горсовета. 69° 00': 33° 00'. На восточном берегу Кольского залива, у устья реки Росты, в 7 км к северу от г. Мурманска. Возникло в 1920 г. По переписи 1926 г. — 18человек (русских)». В современной прессе находим кое-какие новые детали. Оказывается, длина реки Росты, вытекающей из Рогозера, — 12 км. В 1920 году в Росте было всего 6 домов — точнее строений. Бурное заселение началось в тридцатые годы — на строительство круп­ нейшего в СССР судоремонтного завода Главсевморпути прибыло около 20 тыс. чело- век. Поначалу они жили в палатках, но затем расселились по баракам и домам четырех поселков: Комсомольский, Береговой, Первое и Второе Плато. Старожил Мурманска С. А. Голованов вспоминал: «Возле этих избушек и палаток мы часто охотились на белых куропаток. А то и песца удавалось подстрелить. Рядом с песчаным карьером работал тогда плохонький кирпичный завод». А жизнь продолжалась. Сначала строители за несколько дней разбивали для жилья новые палаточные бивуаки. Одновременно ставили и дощатые бараки (барак на сто че­ ловек — за пять суток). Обтянутые снаружи брезентом, эти длинные и приземистые строения внутри разделялись на две секции с отдельными входами. В каждую секцию, отгораживаясь друг от друга занавесками, вселялось по нескольку семей. Это был так называемый Ситцевый городок. Размещался он на территории нынешнего ростинского стадиона. А непосредственно у залива стал расти рабочий поселок из двухэтажных бревенча­ тых и дощато-засыпных домов. Ему дали название Береговой. Несколько улиц этого поселка сохранились до сих пор. Одна из них — улица Рос- тинская. Для желающего ее отыскать есть примерный ориентир — поворот Нижне- Ростинского шоссе с первой на вторую террасу. О первозданном виде улицы можно су­ дить по угловому дому. Он построен в форме двух состыкованных под прямым углом срубов, над торцами которых, обращенных к шоссе, возведены шатровые башни. По­ скольку этому дому более полувека, едва ли он избегнет участи пойти в ближайшее вре­ мя под снос. В январе 1937 года в Росту протянули железнодорожную ветку. Тогда же начали прокладывать шоссейную дорогу вдоль залива. В войну СРЗ ГСМП стал воинской частью № 20346, ему был присвоен номер 35-й. 3 октября 1998 года на территории Росты установили памятный знак (размер: 216 см высота, 162 см ширина у основания) с надписью: «Первостроителям судоремонтного завода “Севморпуть” и поселка Роста». Но мало осталось в Росте людей, которые помнят времена, когда река была чистой (в ней водились кумжа и форель), полноводной (тут была водная станция, где можно было взять напрокат лодку и покататься. В теплое лето тут купались и загорали). 15 * 227

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz