Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.
ников концерты, конкурсы и выставки, принимают учас тие в наших юбилейных вечерах. А мы помогаем шко ле делать ремонт, а в выпускной вечер каждый год ка таем ребят, окончивших школу, на троллейбусах по мар шруту, который они сами выбирают». Школьный музей разместился в классной комнате на третьем этаже. Там сделали ремонт и развесили дет ские рисунки и информационные листы с фотография ми сотрудников троллейбусного предприятия первых «рогатых» машин. «Я одним из первых побывал в музее, когда там проходила репетиция открытия музея, и сумел вблизи рассмотреть и потрогать переднюю часть троллейбу са», — радуется ученик 7-го класса школы № 11 Анд рей Ковалев. МУП «Электротранспорт» подарило музею насто ящую морду троллейбуса, как ее называют водители. Кроме того, в музее есть одна из первых сумок кондук тора, компостер, коллекция проездных билетов разных лет и многое другое. Но одним из самых ценных экспонатов считается форма первого водителя мурманского троллейбуса Владимира Киселева, который до сих пор трудится в «Электротранспорте». «Я работал на судоверфи и даже не умел водить автомобиль, — вспоминает Влади мир Киселев. — А тут мне предложили стать водителем троллейбуса. Я и представить себе не мог, что это за машина, тогда ведь телевизоров у нас не было. Впервые увидел троллейбус в Ленинграде, куда приехал учиться на курсы вождения. И скоро уже 42 года исполнится, как я работаю водителем троллейбуса». В музее школы № 11 можно также узнать, что сейчас в Мурманске в троллейбусном парке 128 электромашин, которые перевозят около 116 миллионов пассажиров в год. А на угловом девятиэтажном здании укреплена мемориальная доска с надписью: «Магомед Имадутдинович Гаджиев (1907— 1942), Герой Советского Союза, командир дивизиона подводных лодок Краснознаменного Северного флота, впервые применил пушечную артиллерию подводных кораблей для уничтожения вражеских караванов». Он родился в Дагестане, недалеко от города Буйнакска, в маленьком ауле Мегеб. Судьба привела его (тринадцатилетнего) в красноармейский артдивизион — воевать за Советскую власть. Немало дорог Северного Кавказа исходил Магомед в шинели и буде новке. Потом была недолгая учеба в педагогическом техникуме Буйнакска, работа на фруктово-консервном заводе. Вскоре появилась возможность осуществить давнюю мечту — стать моряком: дагестанский комсомол вручил ему путевку в Высшее военно- морское училище им. М. В. Фрунзе. Занятия на подготовительных курсах, сдача экзаме нов, и с 1925 года Магомед Гаджиев — курсант училища. После окончания его — служ ба на Черноморском и Тихоокеанском флотах, первая высокая награда — орден Ленина за выполнение ответственного задания командования, снова учеба — теперь уже в Воен- но-морской академии, и наконец — Заполярье. В 1939 году М. И. Гаджиев получил на значение на Северный флот. Великую Отечественную войну встретил в должности ко мандира дивизиона подводных лодок. С его именем связаны славные страницы летописи морских сражений на Севере. Он был незаурядной натурой, человеком яркого военного таланта, дерзким, но одновремен но и расчетливым в боевой обстановке, несмотря на горячий характер. По его собствен- 218
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz