Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

Закладка города 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года на пригорке, где стоит сейчас Дворец культуры и техники имени С. М. Кирова, состоялась торжественная церемония закладки бронзовой плиты в основание храма святого Николая Мирликийского — покровителя России и защитника мореплавателей. На церемонии присутствовали мор­ ской министр И. К. Григорович, министр путей сообщения А. Ф. Трепов, архангельский губернатор С. Д. Бибиков, начальник строительства Мурманской железной дороги В. В. Горячковский, епископ из Архангельска и другие высокопоставленные лица. Знат­ ные гости, священнослужители, местное начальство и двое мастеровых в фартуках, дер­ жась за перила, спустились по лестнице к центру будущего фундамента храма. Священ­ ник прочитал молитву, сановники произнесли приличествующие случаю речи, и после такого торжественного ритуала, за которым с любопытством следило тогдашнее населе­ ние, бронзовая плита была замурована. К слову сказать, через тринадцать лет, когда на­ чалось строительство Дворца культуры, ее извлекли, чтобы определить в краеведче­ ский музей. День 4 октября 1916 года стал считаться датой основания Мурманска. К тому времени на восточном берегу залива, в двенадцати километрах севернее Колы, уже действовал порт и завершилось в основном строительство железной дороги. Весь город — а по сути небольшой населенный пункт — располагался между Зеленым мысом и Варничным ручьем. (Ручей получил свое название еще в XVI веке — в его устье нахо­ дилась соляная варница промышленников Строгановых, позже перешедшая во владение Кольско-Печенгского монастыря). Как же строился Мурманск? Что из себя он тогда представлял? Первые жилые дома появились на берегу около Семеновых островов летом 1915 года. До этого большинство проектировщиков и изыскателей «квартировали» либо на яхте «Любовь», либо на заходивших в Кольский залив кораблях. Но когда из Петрограда ста­ ли прибывать рабочие для строительства порта, а они вынуждены были добираться морем через Финляндию, Швецию, Норвегию или через Архангельск, потребовалось жилье на берегу. Спешно ставились бараки с дощатыми нарами. Зимой 1915/16 года появились пристань и жилой дом для администрации порта. Дом заселили, не дожида­ ясь, пока возведут крышу. Началось сооружение столовой и бани. Возникли первые про­ изводственные постройки: временная кузница и две кладовые. Летом 1916 года на берегу залива уже стоял маленький поселок портовых строите­ лей, в котором жили несколько сотен человек. Списки этих людей, приехавших из Пет­ рограда, удалось впоследствии разыскать. Так что известны и фамилии первых граждан Мурманска, и возраст их, и профессии. Строители железной дороги возвели в это же время свой поселок — северо-восточ- нее и выше порта. Ближе к Варничному ручью, в районе размещения экипажей и баз снабжения Флотилии Северного Ледовитого океана, возник третий поселок: на Коль­ ском рейде бросили якоря десятки кораблей, в задачу которых входила охрана морских коммуникаций от немецких подводных лодок. Таким образом, еще до провозглашения населенного пункта городом в нем было три жилых района: Портостройка, Железнодорожный поселок и Базстройка. Газета «Русское слово» в 1916 году писала, что Романов-на-Мурмане будет городом нового типа: с электричеством, канализацией, водопроводом. Однако введение этих «жи­ тейских благ» застопорилось. Сроки пуска электростанции, например, несколько раз переносились. Даже ожидание приезда двоюродного брата царя, великого князя Кирил­ ла Владимировича, не ускорило строительства. (Августейший гость, будучи адмиралом, 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz