Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.
Закладка города 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1916 года на пригорке, где стоит сейчас Дворец культуры и техники имени С. М. Кирова, состоялась торжественная церемония закладки бронзовой плиты в основание храма святого Николая Мирликийского — покровителя России и защитника мореплавателей. На церемонии присутствовали мор ской министр И. К. Григорович, министр путей сообщения А. Ф. Трепов, архангельский губернатор С. Д. Бибиков, начальник строительства Мурманской железной дороги В. В. Горячковский, епископ из Архангельска и другие высокопоставленные лица. Знат ные гости, священнослужители, местное начальство и двое мастеровых в фартуках, дер жась за перила, спустились по лестнице к центру будущего фундамента храма. Священ ник прочитал молитву, сановники произнесли приличествующие случаю речи, и после такого торжественного ритуала, за которым с любопытством следило тогдашнее населе ние, бронзовая плита была замурована. К слову сказать, через тринадцать лет, когда на чалось строительство Дворца культуры, ее извлекли, чтобы определить в краеведче ский музей. День 4 октября 1916 года стал считаться датой основания Мурманска. К тому времени на восточном берегу залива, в двенадцати километрах севернее Колы, уже действовал порт и завершилось в основном строительство железной дороги. Весь город — а по сути небольшой населенный пункт — располагался между Зеленым мысом и Варничным ручьем. (Ручей получил свое название еще в XVI веке — в его устье нахо дилась соляная варница промышленников Строгановых, позже перешедшая во владение Кольско-Печенгского монастыря). Как же строился Мурманск? Что из себя он тогда представлял? Первые жилые дома появились на берегу около Семеновых островов летом 1915 года. До этого большинство проектировщиков и изыскателей «квартировали» либо на яхте «Любовь», либо на заходивших в Кольский залив кораблях. Но когда из Петрограда ста ли прибывать рабочие для строительства порта, а они вынуждены были добираться морем через Финляндию, Швецию, Норвегию или через Архангельск, потребовалось жилье на берегу. Спешно ставились бараки с дощатыми нарами. Зимой 1915/16 года появились пристань и жилой дом для администрации порта. Дом заселили, не дожида ясь, пока возведут крышу. Началось сооружение столовой и бани. Возникли первые про изводственные постройки: временная кузница и две кладовые. Летом 1916 года на берегу залива уже стоял маленький поселок портовых строите лей, в котором жили несколько сотен человек. Списки этих людей, приехавших из Пет рограда, удалось впоследствии разыскать. Так что известны и фамилии первых граждан Мурманска, и возраст их, и профессии. Строители железной дороги возвели в это же время свой поселок — северо-восточ- нее и выше порта. Ближе к Варничному ручью, в районе размещения экипажей и баз снабжения Флотилии Северного Ледовитого океана, возник третий поселок: на Коль ском рейде бросили якоря десятки кораблей, в задачу которых входила охрана морских коммуникаций от немецких подводных лодок. Таким образом, еще до провозглашения населенного пункта городом в нем было три жилых района: Портостройка, Железнодорожный поселок и Базстройка. Газета «Русское слово» в 1916 году писала, что Романов-на-Мурмане будет городом нового типа: с электричеством, канализацией, водопроводом. Однако введение этих «жи тейских благ» застопорилось. Сроки пуска электростанции, например, несколько раз переносились. Даже ожидание приезда двоюродного брата царя, великого князя Кирил ла Владимировича, не ускорило строительства. (Августейший гость, будучи адмиралом, 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz