Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

Родилась В. Я. Орликова в Забайкалье, а судьбу свя­ зала с морем. В 1941 году окончила Ленинградский институт инженеров водного транспорта. Когда нача­ лась Отечественная война, работала штурманом на су­ дах морского флота. В автобиографии Валентина Яков­ левна писала: «Участвовала в эвакуации примерно шести тысяч раненых из Таллинна в августе 1941 года. С августа 1942 года до октября 1944-го — третий по­ мощник капитана на теплоходе “Двина” (тоже воени­ зированный транспорт). “Двина” из Архангельска выш­ ла в составе каравана, пытаясь Северным морским пу­ тем пройти на Дальний Восток. Вернулись из-за непроходимых льдов. В то время как раз был погублен немцами военизированный транспорт “Сибиряков” . Затем в составе международного конвоя в 1943 году через Исландию пришли в Нью-Йорк. Там сделали ре­ монт, поставили вооружение и стали на линию США— Владивосток». В 1947 году Валентина Яковлевна перешла на рабо­ ту в систему рыбной промышленности, плавала на Даль­ нем Востоке капитаном китобойных судов, некоторое время занимала ответственный пост в министерстве. Когда Северный бассейн начал получать суда нового типа — большие морозильные рыболовные траулеры, попросила направить ее на один из них. Так в 1955 году появи­ лась в Мурманске первая женщина — капитан-директор БМРТ. Известно, что к присутствию женщин на корабле моряки всегда относились насто­ роженно. Тем более — женщин в командной должности. По древнему морскому пове­ рью считалось, ничего хорошего это принести не может. Не избежала пристрастных суждений и В. Я. Орликова. Мало того, что женщина, так еще хрупкая, тоненькая, небольшого росточка. Правда, в послужном списке ее — немалый стаж штурманской службы. Только это обстоятельство и примиряло поначалу капитанов с вторжением Орликовой в их солидарную мужскую среду. Прошло, однако, время — и настороженность сменилась уважением. Десять лет воз­ главляла Валентина Яковлевна экипажи БМРТ «Николай Островский» и «Новиков-При- бой», водила в рейсы танкер «Пирятин» — и не случалось, чтобы не справилась с зада­ нием, не выполнила государственный план, допустила аварию. Она работала творчески: осваивала новые районы лова, искала возможности увеличить производственные мощ­ ности БМРТ, внесла интересные предложения об организации перегрузки рыбопродук­ ции в открытом океане и в порту. У нее был авторитет грамотного промысловика, умело­ го судоводителя, опытного организатора и воспитателя моряков. Наряду с орденом Ленина и золотой медалью «Серп и Молот» ее заслуги отмечены орденом Трудового Красного Знамени и медалями. После ухода на пенсию, переехав в Москву, В. Я. Орликова участвовала в обще­ ственной жизни, помогала воспитывать молодежь на примере лучших традиций мор­ ского и рыболовного флотов. До последних дней жизни не теряла связи и с Мурманском. Моряки Мурманского тралового флота установили на ее могиле на Ваганьковском кладбище бронзовый бюст. Именем В. Я. Орликовой назван супертраулер, построенный в ГДР. 173

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz