Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

Как известно, в 1928 году экспедиция во главе с итальянцем Умберто Нобиле на дирижабле «Италия» достигла Северного полюса, но при возвращении по­ терпела бедствие в районе Шпицбергена. Для оказа­ ния помощи попавшим в беду исследователям были направлены двадцать два судна шести стран, в том числе четыре советских. К ледовому лагерю экспе­ диции пробился только ледокол «Красин». Старшим помощником капитана на ледоколе был Павел Аки­ мович Пономарев. Накануне Великой Отечественной войны Павел Акимович командовал теплоходом «Узбекистан», в войну на ледоколах «Сибирь» и «Адмирал Лазарев» под бомбами гитлеровской авиа­ ции обеспечивал проводку конвоев в беломорских льдах. Во время одного из воздушных налетов полу­ чил контузию. В его послужном списке особое место занимает период, связанный с работой на первом в мире атом­ ном ледоколе «Ленин». Павла Акимовича назначили наблюдать за постройкой судна в Ленинграде и командовать им. Советы арктического капитана не однажды приходились кстати судостроителям. Флагами расцвечивания украсился Кольский залив в тот майский день 1960 года, когда атомоход «Ленин» отдал якорь на мурманском рейде. Один из мурманчан, Г. Ф. Баценюк, в своем дневнике отмечал: «6 мая. Кольский залив, борт парохода “Механик Бондик”. Сегодня в Мурманский порт прибыл из Ленинграда атомный ледокол “Ленин”. Это историческое событие! Но он прибыл... не своим ходом. О чем в печати, конечно, не сообщали. Его прибуксировали два ледокола. В связи с приходом в Мурманск атомного ледокола — много шумихи. Наш пароход “Механик Бондик” первым в порту приветствовал его гудком. Следом за нами загудели и другие суда, стоящие в порту». (Не знаю, так ли все это, как описывал в книге «60 лет романтики. Выписки из дневника моряка и философа» Г. Ф. Баценюк, но мы решили использовать его воспоминания, как самое последнее свидетельство об этом факте). Но, так или иначе, Павел Акимович принимал на борту «Ленина» многочисленные делегации, знакомил горожан с кораблем и экипажем. Далеко не молодым человеком вступал П. А. Пономарев в командование первенцем будущего атомного флота страны: ему минуло уже шестьдесят. И все-таки выбор пал именно на него. Богатый опыт, накопленный за десятилетия плаваний, волевой харак­ тер, спокойствие и выдержка сыграли роль решающих аргументов: его кандидатура ока­ залась наиболее достойной. С флотом ему пришлось расстаться в 1962 году. В памятной книге атомохода осталась его прощальная запись: «Уходя в бессрочный отпуск (на пенсию), желаю всему экипажу во главе с капитаном Соколовым Б. М. и главным инженером-механиком Следзюком А. К. хорошего здоровья и полного успеха в работе на первом в мире мирном корабле на атомной энергии. П. А. Пономарев 171

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz