Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

А вообще-то первые планы устройства портовых гаваней и железной дороги на Кольском Севере относятся к 70-м годам XIX века. Предложения об этом внесли еще участники экспедиции, снаряженной в 1872 году на шхуне «Полярная звезда». Однако к изысканиям приступили только сорок лет спустя. К началу строительных работ под­ толкнула Первая мировая война. Поскольку Черное и Балтийское моря заблокировал неприятель, России настоятельно потребовался порт, который мог бы обеспечить бесперебойную приемку военных грузов от союзниц по Антанте — Англии и Франции. На Кольском заливе спешно поставили временную деревянную эстакаду, к которой сразу же начали швар­ товаться корабли. В мае 1916 года из Петрограда (че­ рез Архангельск) прибыл начальник строительства пор­ та Б. Е. Веденеев. К апрелю 1917 года в районе Семе­ новых островов уже протянулась причальная линия для пяти пароходов, оборудованная перегрузочными уст­ ройствами и складами. Одновременно от Петрозаводска шла прокладка железной дороги, необходимой для перевозки грузов, доставляемых союзниками на Мурман. Дорогу строи­ ли десятки тысяч рабочих, набранных по вербовке в гу­ берниях средней России, привезенные из Харбина ки­ тайцы, а также военнопленные. Скалистую землю дол- Б. Е. Веденеев били киркой и ломом. Летом жили прямо под открытым небом, зимой, несмотря на стужу, — в хлипких, насквозь продуваемых бараках. В пищу часто получали тухлую солонину и непропеченный хлеб из гнилой муки. Страдали цингой. «Мурманку» — так называли железную дорогу — удалось построить вчерне очень быстро (январь 1915 года — ноябрь 1916 года). Ее рельсы уложены в буквальном смысле слова на тела погибших от непосильного труда, холода, голода и болезней... ...Тишина ушла из Семеновской бухты. Была предрешена и судьба лесов на бере­ гах Кольского залива. Их «съел» лесопильный завод в Дровяном, снабжавший желез­ ную дорогу и растущий поселок древесиной. Строительная площадка у Семеновых островов все время расширялась. Изыскатели, исходя из перспектив развития города, правильно рассчитали, что со временем четырехкилометровая полоса между мысами Зеленым и Халдеевым станет мала. Они нашли другие удобные районы для строитель­ ства пристаней и портовых сооружений: два — на восточном берегу залива и два — на западном. Выбор пал на участки от Зеленого мыса до устья реки Росты (3,5 км), от Халдеева мыса до Шелихи (2 км), у Дровяного мыса и, наконец, близ устья реки Лавны. До осени 1915 года конечный пункт железной дороги называли Семеновская бухта, затем — Мурман. Спустя несколько месяцев, в 1916 году, поселение было преобразова­ но в город — Романов-на-Мурмане. Это название, впрочем, продержалось недолго. В апреле 1917 года, вскоре после свержения с престола последнего царя из династии Романовых, город принял нынешнее имя — Мурманск. («Мурманом» издавна именова­ ли побережье Баренцева моря между Норвегией и мысом Святой Нос, а затем — и весь Кольский полуостров). 13

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz