Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

честву и тишине. «Весь обросший, — писал Н. В. До- ризо, — седой, без шапки, в толстом холщовом зипуне, перехваченном поясом, в замасленных брезентовых брюках, в сапогах, от которых пахло ворванью, Семен Коржнев ничем не отличался от других рыбаков. При­ езжали они сюда из Колы и жили в избушках-времян­ ках... Ловили они в заливе на шняках и карбасах...» А корни этого мурманского Семена уходили в глубь веков. Писцовая книга Алая Михалкова (1608) свиде­ тельствовала: «Семенова Корга... полтрети ж Ефремка Осипова сына Корожного, что была прежде сего та тоня муномашского лопина Осипа Семенова сына Корож­ ного». Наш современник, поэт и краевед В. В. Сорокажер- дьев, поясняет: «Речь идет здесь о третьем владельце тони Ефреме Осиповиче Корожном — внуке Семена Корожного, жившего в XVI веке, муномашского лопа- в. Е. Ляхницкий рЯ Муномашские (впоследствии — кильдинские) саа­ мы имели поселение в районе нынешней речки Росты, в течение веков оно не раз меняло местоположение, но жители всегда владели тонями в Кольском заливе вплоть до 30-х годов XIX века. Тоня располагалась на двух небольших песчаных островах, которые позднее стали называться Семеновы острова, а тогда, 400 лет назад, — Семенова корга. Корга по-по- морскому — морская отмель, коса, гряда камней. По соседству, также в акватории нынешнего мурманского порта, имелись другие именные отмели — Абрам-корга, Анна-корга. В советское время они были срыты для безопасности судоходства, а Семенову коргу застроили. Краевед Е. А. Двинин писал: “Семеновых островов теперь не найдешь. Вокруг них постепенно нарастали причалы торгового порта и спустя некоторое время совсем закрыли их. Острова исчезли. Исчез и перешеек, который при отливе соединял их с материком. Теперь на этом месте расположились хозяйственные постройки и железнодорожные пути первого участка порта”. Очевидец, начальник портовых изысканий на Мурмане в 1914— 1917 годах Валери­ ан Ляхницкий, поведал так об их судьбе: “С приступом в 1916 году к работам по соору­ жению пристаней в Мурманском порту у Семеновых островов последние перестали су­ ществовать, так как пристанские устройства и засыпь позади их торговой территории охватили эти острова и окружавшую их береговую осушную полосу”. Именно осушка, “осушные поля”, по словам Ляхницкого, — пространство Семе­ новской бухты, обнажаемое при отливе более чем на 700 метров, стало территорией нынешних торгового и рыбного портов. На тоне Семена Корожного и его потомков по­ строена первая пристань, она 1 сентября 1915 года по новому стилю приняла первый океанский пароход с грузами для строившейся железной дороги Петрозаводск — Семе­ новская бухта. Поселок вместе с пристанью стал называться Семеново, возникшая же­ лезнодорожная станция стала называться Мурман. Был еще поселок, примыкавший к Варничному ручью, — Кольская база, где хозяйничали военные. Все поселки, принадле­ жавшие разным ведомствам, а точнее бы сказать — территория, на которой они находи­ лись, осенью 1916 года была названа Романов-на-Мурмане». 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz