Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

Имя Тарана получило известность на Мурмане еще в довоенные годы. Экипажи тра­ улеров, на которых он ходил в море, подавали другим судам пример истинно ударного труда. С осени 1937 года и до окончания войны Андрей Филиппович был заместителем управляющего, начальником промразведки треста «Мурманрыба», заместителем началь­ ника Главсеврыбпрома, затем снова начальником промразведки. Но капитан рвался к живому делу, настойчиво просился в море. И когда флот Мурмана стал пополняться но­ выми, крупнотоннажными, траулерами, просьбу Тарана удовлетворили. Андрей Филип­ пович принял под командование большой рыболовный траулер «Победа», а затем боль­ шой морозильный рыболовный траулер «Серафимович». Эти суда приходили в порт, как правило, с полными трюмами рыбы. Капитан до тонкостей знал промысловое дело, уме­ ло ориентировался в обстановке, насколько бы сложной она ни была, творчески перени­ мал опыт лучших экипажей. Андрей Филиппович Таран избирался делегатом от мур­ манских рыбаков на XXI съезд КПСС. Трудящиеся области посылали его депутатом в Верховный Совет Российской Федерации. За заслуги перед страной он был награжден орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени и орденом «Знак Почета». У жителей улицы Тарана тоже немало проблем. Летом 2003 года одна из горожанок (ее звали Римма Александровна) благодарила мэрию за то, что им дали воду, и высказала еще одно пожелание: «Теперь к вам громадная просьба от всех жителей улицы Тарана. У нас плохо освещена улица. Всю зиму обращались в разные инстанции, но без толку. Столбы фонарные есть, а светильников не хватает. С осени до весны ходили в темноте, ноги ломали». В 2004 году стал вновь, и теперь вроде на реальной основе, обсуждаться вопрос о сносе 18 деревянных домов, построенных в первые послевоенные годы на улицах тре­ тьей террасы (имени капитанов Буркова и Тарана, «Полярной правды» и Сполохи). Эти двухэтажные из бруса, с двумя подъездами дома давно и морально, и физически устаре­ ли, а их земельные участки требовались под строительство новых современных домов. За полвека их существования не одно поколение мурманчан прошло в их стенах школу выживания. Но, как и когда решится эта проблема, сказать трудно. Улица Полярные Зори. И все же главной улицей застройки третьей террасы надо считать улицу Полярные Зори. Она начинается от проспекта Ленина у кооперативного профтехучилища облрыболовпотребсоюза (ныне колледжа) и агентства Аэрофлота, идет к северу, пересекает по дамбе Варничный ручей и напротив микрорайона Скальный вли­ вается в улицу Карла Маркса. Как уже говорилось, прежде часть улицы (между Варнич­ ным ручьем и улицей Карла Маркса) носила имя А. И. Микояна — члена Политбюро ЦК партии, одного из руководителей страны, в 30-е годы — наркома снабжения и пищевой промышленности. Он неоднократно бывал на Кольском полуострове, много занимался вопросами развития рыбной промышленности. В последний раз Анастас Иванович посетил Мурманск в конце апреля 1963 года. По поручению Президиума Верховного Совета СССР он вручил государственные награды группе работников рыбной промышленности бассейна, встретил приезжавшего впер­ вые в нашу страну лидера Кубинской революции Фиделя Кастро. Улица Микояна переименована в улицу Полярные Зори в 1965 году. Тогда она была значительно длиннее. К ней относился и участок между улицами Карла Маркса и Че­ люскинцев, ставший впоследствии улицей Папанина. Облик улицы тогда еще мало чем напоминал современный. «Этот район, — вспоми­ нала старожил Мурманска А. П. Рыбакова, — был полностью деревянным. Кругом — самое настоящее болото. Ходили по деревянным мосточкам... Возле Варничного ручья 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz