Киселев, А. А. Мурманск в истории улиц и площадей : [к 90-летию рождения города-героя Мурманска] / А. А. Киселев. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 2006. - 301, [2] с., [8] л. ил. : фот., портр.

вандалы в октябре 2000 года вырвали все 58 букв и, по-видимому, сдали в металлолом). К сожалению, в нашей жизни и такое бывает. И тем не менее, главный проспект города продолжает меняться в лучшую сторону. При мэре О. П. Найденове многие дома были отремонтированы, окрашены в радующие глаз цвета, их фасады стали наряднее и разнообразнее. Нижние этажи зданий, занятые магазинами, салонами, кафе, тоже украсили улицу. В городе были установлены новые павильоны для пассажиров общественного транспорта. Случаются и неординарные события. Неожиданно возник пожар в магазине «Нептун», а во дворе дома № 78 нашли 50-килограммовую бомбу времен Отечественной войны. Улица Пушкинская. До середины двадцатых годов XX века она называлась Ижем- ской, затем, до 1937 года, носила имя председателя Совета Народных Комиссаров СССР (позже — наркома связи) Алексея Ивановича Рыкова, репрессированного при Сталине. В начале 30-х годов на улице находился Дом пролетарского туризма — нечто вроде ны­ нешнего бюро путешествий и экскурсий. Название «Пушкинская» улица получила к 100-летию со дня гибели великого рус­ ского поэта. Тогда на ней — причем лишь на западной стороне — стояли двухэтажные бревенчатые дома. Вселиться сюда считалось большой удачей: дома имели водопровод и электроосвещение. В одном из них располагалось общежитие студентов саамского отделения педагогического техникума. По адресу Пушкинская, д. 19 работала артель «Полярный сапожник». Единственным каменным зданием улицы был Дом культуры рыбаков (позже Дворец культуры и техники имени С. М. Кирова). Заложенный летом 1929 года на том самом пригорке, где намеревались поставить храм Николая Мирликийского, он начал функци­ онировать 6 ноября 1932 года, а полностью вступил в строй год спустя. Здание возводилось по проекту архитектора Н. Митурича в стиле модного тогда кон­ структивизма. Оно было трехэтажным, состояло из центральной, выдвинутой вперед, части и крыльев. Портик представлял собой «полубарабан» на уровне третьего этажа, застекленный по всей длине. Входные двери в здание разделялись пятью прямоугольны­ ми, выступающими из стены столбами с консолями, поддерживающими на весу «полу- барабан». Обе стороны фасада — правая и левая — завершались огромными окнами, которые поднимались до третьего этажа. К подъезду вела широкая лестница. Вокруг здания стоял невысокий штакетник. Дом культуры располагал, как свидетельствуют документы, «залом на 1200 мест с театральной сценой, малым залом со звуковым кино, лекционным и физкультурным за­ лами, а также целым рядом дополнительных помещений для развертывания культмассо­ вой работы», в том числе — библиотекой. В 1934/35 учебном году, когда в Мурманске не хватало школьных мест, несколько его помещений было выделено под классы. Здесь одно время в трех комнатах размещался краеведческий музей, а 1 февраля 1939 года начал свою деятельность областной драматический театр (до него в первой половине 30-х годов ставил спектакли театр окрпрофсовета). Первым директором рыбацкого Дома культуры стала А. В. Мурашкина, жена первого секретаря окружкома ВКП(б) — А. И. Абрамова. Еще в ходе строительных работ было решено дать Дому культуры имя С. М. Кирова. Памятник С. М. Кирову, открытый в феврале 1940 года, стоит как раз там, где Миро- ныч разговаривал со строителями во время пребывания в Мурманске летом 1932 года (автор монумента — ленинградский скульптор В. М. Виленский). Вокруг трехметровой статуи на углу улиц Пушкинской и Воровского — сквер, один из самых старых в городе. 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz