Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

переделали на «нурман», а потом — на «Мурман». Правда, существуют и другие версии, но эта наиболее правдоподоб­ на. Мурманом и сейчас называют северную часть Коль­ ского полуострова, а иногда и всю область. В конце X IX века в Петербурге стали думать о созда­ нии на Кольском полуострове нового административного и хозяйственного центра вместо старой Колы. Развитие ка­ питализма в империи подталкивало это намерение и в дру­ гом плане: новый город способствовал бы укреплению свя­ зей России с европейскими странами. Значит, новый центр должен быть одновременно морским портом и конечным пунктом железной дороги, начинавшейся в столице госу­ дарства. Пока в Петербурге думали и обсуждали, время шло. А у царских сановников то не было согласия, куда вести железную дорогу — на полуостров Рыбачий, или до Екате­ рининской гавани, где в 1899 г. возник город Александ­ ровы? (Полярное, Полярный), или к восточному берегу Кольского залива, то не хватало изыскательского материа­ ла для проекта. Позже не знали, где взять деньги, требо­ валось более 200 миллионов рублей. А тут русско-японская война началась — стало не до Мурмана, потом грянула первая русская революция. О дороге, казалось, забыли сов­ сем. Но вот раздался роковой выстрел в Сараеве, вспыхнула первая мировая война. Уже осенью 1914 г. Россия оказа­ лась отрезанной на юге и западе от союзников по Антанте. Турция закрыла проливы Босфор и Дарданеллы, начала военные действия в Закавказье. Германия и Австро-Венг­ рия заполонили своими войсками тысячеверстное простран­ ство между Черным и Балтийским морями. На обоих мо­ рях развернулись бои. А России не хватало оружия и военного снаряжения, войскам нужны были пушки, пулеметы, аэропланы, авто­ мобили, снаряды, взрывчатка, обувь, сукно. Многое из это­ го можно было получить от союзников и партнеров — Ан­ глии, Франции, США, но дорога через Владивосток и Транссибирскую магистраль была очень длинной. Существовал еще один путь в Европу и Америку — через Белое море, однако Архангельск на полгода закрыва­ ли льды. И вот в декабре 1914 г. царское правительство приняло решение — начать строительство дороги на Мур­ ман, с выходом ее к будущему морскому порту на берегу Кольского залива. Первоначально назвали портовый посе­ лок Семеновским, по имени бухты, где сооружались первые 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz