Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

но и необходимо, ведь более половины прибывающих грузов составляли тяжеловесные. Очень много сделал для увели­ чения пропускной способности Мурманского порта уполно­ моченный ГКО по перевозкам на Севере И. Д. Папанин. Партийная и комсомольская организации порта с помо­ щью горкома партии развернули широкую массово-полити­ ческую работу. Было выделено 168 агитаторов, которых за­ крепили по бригадам, сменам и общежитиям. Благодаря комплексу этих и других мер коллектив тор­ гового порта успешно справился с задачами зимней нави­ гации: за три месяца (с января по март) было обработано более 60 судов. 23 апреля 1942 г. в торжественной обста­ новке состоялось вручение 11 наиболее отличившимся пор­ товикам ордена Красной Звезды, 40 работникам порта — медали «За боевые заслуги». Поистине героическим был труд работников Мурманско­ го отделения Кировской железной дороги. Это благодаря им организованно прошла эвакуация гражданского населения и оборудования, это они вели ремонт выходившей из строя техники, быстро ликвидировали последствия вражеских авиа­ налетов, но этим они не ограничились. Чтобы выбить у фа­ шистов мысль о безнаказанности налетов на железную доро­ гу, оказывать им активное противодействие, мурманские железнодорожники с помощью артиллеристов Северного фло­ та оборудовали бронепоезд и две зенитные артбатареи на платформах, которые использовали для охраны пути. Особенно большая нагрузка легла на Мурманский ж е­ лезнодорожный узел. Только за 1942 г. его коллектив обра­ ботал 10 664 поезда, отправил в глубь страны 108 тысяч вагонов с военными грузами. На станции Мурманск рекон­ струировались пути, выполнялись большие восстановитель­ ные работы. В отделении железной дороги усилилось дви­ жение «двухсотников», работавших под лозунгом «За себя и товарища, ушедшего на фронт», широкое распространение получило лунинское движение 7. Железнодорожники работали, как герои, и гибли на тру­ довых постах, как солдаты на фронте. В пределах Мурман­ ской области на железнодорожные пути и станции вражес­ кая авиация совершила за войну 1070 налетов и сбросила 34 тысячи бомб. Это означает, что в среднем на каждый километр дороги от Мурманска до Кандалакши пришлось 7 «Двухсотники» обязывались выполнять задание на 200 процен­ тов в более. Суть метода паровозного машиниста Н. А. Лунина за­ ключалась в выполнении текущего ремонта паровоза силами самой паровозной бригады, без помощи ремонтников, 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz