Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

ды — А. Я. Денисова и П. Г. Лотонина. Вся работа по восстановлению лодки была исполнена аа сорок пять су­ ток. Огромный объем работ в годы войны выполнял судоре­ монтный завод Главсевморпути. Рабочие-судоремонтники и члены экипажей кораблей спали в цехе, где поставили на­ ры и раскладушки. Туда же приносили питание. Работали по И — 13 и более часов, по ремонт заканчивали в указан­ ные сроки. Коллективу завода не раз присуждалось пере­ ходящее Красное знамя Военного совета Северного флота. Свыше 250 рабочих и инженеров завода были награждены орденами и медалями. Через Мурманск шло почти все снабжение Северного флота. По железной дороге перебрасывались торпедные ка­ тера, недостроенные лодки «малютки». Через Мурманск по­ ступало топливо для кораблей, оружие и боеприпасы, про­ довольствие и обмундирование. Мурманские артели взяли на себя ремонт краснофлотского и красноармейского белья, шинелей, обуви, в госпиталях Мурманска лечились сотни матросов и командиров. Самоотверженно трудились мурманские моряки и порто­ вики. В торговом порту после того, как большая часть муж ­ чин была мобилизована в армию, осталось всего 700 чело­ век, в основном непригодных для строевой службы. Слож­ ную работу по перестройке деятельности Мурманского тор­ гового порта в военных условиях возглавили начальник порта Л. П. Новосадов и сменивший его затем А. Д. Фор- тученко, главный диспетчер Н. И. Торопов, начальник гру­ зового района М. К. Амалин. В условиях непрерывных бомбардировок портовики раз­ вернули подготовку к первой военной зимней навигации. Так как горло Белого моря замерзло и доступ к Архангель­ ску закрылся, главная нагрузка по приему и обработке транспортных судов союзников легла на Мурманский порт. Чтобы выполнить новые сложные задачи, связанные с по­ ступлением внешнеторговых грузов, нужно было увеличить число работающих, продолжить механизацию погрузочно- разгрузочных работ и усилить массово-политическую работу среди трудящихся. К концу 1941 г. число работников в пор­ ту увеличилось до 1100 человек, а еще через год в навигацию работало более 4 тысяч грузчиков. Один за другим вступали в строй новые механизмы и краны, в том числе 30—45-тонные. А это было особенно важ­ 7?

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz