Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

сбили в воздухе 13 немецко-финеких бомбардировщиков. Три вражеских самолета подбила зенитная артиллерия. Совет­ ская авиация потеряла один самолет» 5. В условиях все усиливающихся бомбардировок мурман­ чане начали спешную перестройку народного хозяйства го­ рода для выпуска военной продукции. Выли взяты на учет все оставшиеся после эвакуации сырьевые запасы, мобили­ зованы дополнительные рабочие кадры из числа женщин и подростков, на заводах вводился удлиненный рабочий день. Выступая на митинге, где обсуждались задачи коллек­ тива в военной обстановке, директор судоремонтного завода Наркомморфлота А. П. Прокофьев говорил: «Кому дорога Родина, кому дорого то, что создано нашими руками за годы революции, кому дорога свобода — помните: в эти дни, в дни смертельной схватки с врагом, никто не должен счи­ таться ни с временем, ни с лишениями, ни с трудностями. Мы обязаны повысить производительность труда, дать как можно больше продукции нашей стране» 6. Самым первым боевым заданием для судоремонтников было, как говорилось выше, переоборудование рыболовных траулеров и других судов в сторожевые корабли и траль­ щики. На этой работе отличились бригады прораба Г. Ф. Левкина, которые не прерывали работу и во время авианалетов. В самые горячие июльские дни мастер П. А. Сафонов не выходил из цеха пять дней. Находясь в оперативном подчинении военного коман­ дования, судоремонтный завод Мурманского пароходства только за 1941 г. отремонтировал 133 судна, выполнил 25 аварийных ремонтов, наладил выпуск мин. Судоремонтники делали также печи и железные камельки для фронтовых землянок, сани для пулеметов и противотанковых ружей, лопаты, кирки. О том, как в Мурманске ремонтировались подводные лодки, рассказывал после войны директор судоверфи П. В. Сапанадзе: — Осталось в памяти восстановление подводной лодки «малютки», подорвавшейся на мине и уцелевшей на плаву с оторванным по торпедные аппараты носом. Ее должны были отправить на восстановление в глубь страны. Мы дали слово А. Г. Головко, что лодку восстановим у нас на верфи в короткий срок. Работой руководил начальник корпусного цеха А. М. Челюк, а исполняли ее две котельные брига­ 8 Сообщения Советского Информбюро, т. 1, с. 133, 134. 6 Полярная правда, 1941, 27 июня. 72

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz