Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).
рабли Северного флота, и в их сопровождении английский крейсер вошел в Кольский залив. И. М. Майский, посол СССР в Великобритании, сопровождавший Идена в этой по ездке, писал: «Над морем висела густая целена тумана, которой мы радовались: она прикрывала «Кент» от немец кой авиации, расположенной тут же, недалеко от Мурман ска, по ту сторону фронта» 9. В Мурманске гостям из Великобритании рассказали о военной обстановке на Севере, о расширявшихся контактах между союзниками. В мурманских госпиталях уже лечи лись моряки и летчики Англии, подобранные в море. Совет ские руководители поблагодарили англичан за помощь в эвакуации советских горняков со Шпицбергена. Налаживал ся контакт между военными моряками — вскоре в Коль ском заливе стали базироваться две подводные лодки анг личан, союзные корабли заправлялись в Мурманске топли вом, рядом с советским авиационным полком под Мурман ском расположилось английское крыло (так называлось авиационное подразделение ВВС Великобритании). По случаю приезда А. Идена в Мурманске состоялся во енный парад. Когда министр обходил строй почетного ка раула, оглядывая ряды и всматриваясь в лица мужествен ных защитников Заполярья, одетых в добротные полушубки и обутых в теплые сапоги, он сказал сопровождающим: — Если у русских все солдаты — такие же молодцы, то у Гитлера ничего не выйдет. Здесь, в Мурманске, застала Идена весть о контрнаступ лении советских войск под Москвой. Вернувшись из Москвы в Лондон — а возвращались англичане вновь через Мурманск, — А. Иден выступил по британскому радио, где сказал, что господин Геббельс не раз заявлял, будто немцы разрушили и уничтожили Мур манскую дорогу, но это неправда, ибо Иден сам по ней ехал и удостоверился, что дорога в полном порядке. (Вопрос о Мурманской железной дороге встал не случайно — насту пила зима, закрывался Архангельский порт, все грузы долж ны были идти через Мурманск, и англичан заботил вопрос: а не попадут ли их грузы в руки врага?) Первый конвой с военными грузами от союзников при был в Мурманск в середине января 1942 года. С этого вре мени Северному флоту было вменено в обязанность встре чать союзные конвои у 20-го градуса восточной долготы и 9 М а й с к и й И. М. Воспоминания советского дипломата. М., 1971, с. 573. 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz