Киселев, А. А. Мурманск - город-герой / А. А. Киселев. - Москва : Воениздат, 1988. - 187, [2] с., [8] л. ил. - (Города-герои).

боевой поход он ушел 22 июня, и с тех пор его практически не видели на берегу. На флоте ходила легенда, что врагу никогда не потопить лодку, на которой находится комдив 2. Легенду конкретизировала примета: все дело, мол, в шапке Колышкина. И Иван Александрович махнул рукой на легкое суеверие подводников, но ни летом, ни зимой не снимал своей черной каракулевой шапки с большим «крабом»... Из подводных лодок типа «М» первой отличилась «М-172» под командованием капитан-лейтенанта И. И. Фи- сановича. 21 августа 1941 г. лодка в подводном состоянии проникла во вражеский порт Линахамари и торпедировала транспорт. На следующий день она торпедировала еще од­ но судно, следовавшее из Киркенеса в Петсамо. 13 сентября в Линахамари проникла «М-171» капитан-лейтенанта В. Г. Старикова, а 26 сентября — «М-174» капитан-лейте­ нанта Н. Е. Егорова. Сравнительно недавно переизданы воспоминания В. Г. Старикова, в которых подробно рассказывается о «ма­ лютках» Северного флота. Первые лодки этого типа были построены в тридцатые годы и предназначались для неглу­ боких внутренних морей. Подводное водоизмещение кораб­ ля 250 тонн (для примера вспомним — водоизмещение крей­ серской лодки тогда исчислялось полутора тысячами товш), дальность плавания — 1800 миль (под водой — 100), ско­ рость хода: надводная — 13 узлов, подводная — 8 узлов. Ко­ манда насчитывала 18—20 человек, на лодке имелось два торпедных аппарата. Нелегко было служить на «малютках», еще тяжелее воевать. Но дивизион «малюток», которым ко­ мандовал капитан 3 ранга Н. И. Морозов, проявлял исклю­ чительную смелость, дерзость, находчивость. О характере, командирских качествах и нравственном облике подводников военных лет можно судить по капитан- лейтенанту И. И. Фисановичу, командиру «малютки». И. И. Фисанович был не только командиром, но выпол­ нял и функции комиссара лодки. В 1943 г. в журнале «Агитатор» была напечатана его статья, где автор писал, что необходимость руководить политработой на лодке ни­ когда не ощущалась им как какая-то дополнительная на­ грузка. Наоборот, подчеркивал он, политработа входит в жизнь неотъемлемой частью боевой подготовки. Фисанович любил литературу, историю, вел летопись «М-172», советовался с писателем В. А. Кавериным по по­ воду эпиграфа к одной из глав: «Храброе сердце и исправ­ ное оружие — лучшая защита государства» (слова Пет- 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz